Что портит масло
Основным фактором, который сокращает срок службы трансмиссионки и постепенно ухудшает ее смазывающие способности, является высокая температура. Скорость вращения первичного вала равна скорости вращения коленчатого вала двигателя. И даже при работе вхолостую составляет 700-900 об/мин.
Когда водитель нажимает на газ, скорость вращения обоих валов возрастает. Это приводит к увеличенному выделению тепловой энергии из-за трения на рабочей паре шестеренок. Причем чем выше передача и быстрей крутится двигатель, тем значительней выделение тепловой энергии.
Масло смазывает и охлаждает трущиеся поверхности, отводя тепло от них и передавая его корпусу коробки передач (играющему роль радиатора). Быстрый разгон, долгая езда в гору или грязный корпус трансмиссии провоцируют слишком сильный нагрев (перегрев), из-за которого смазочная жидкость начинает окисляться.
Многократно перегретая трансмиссионная жидкость отличается черным цветом и неприятным паленым запахом. Еще одним следствием ухудшения смазывающих способностей трансмиссионки становится появление металлической пыли. Ведь недостаток смазки приводит к тому, что шестерни сдирают друг с друга частицы металла.
Третьим фактором, портящим масло, является ограниченный срок службы присадок. Базовая трансмиссионка не отличается высокой смазывающей способностью и требуемой вязкостью. Поэтому ее параметры регулируют с помощью дополнительных препаратов.
Средний срок службы качественной смазки составляет 5-7 лет при отсутствии перегревов и полной исправности деталей. Не слишком качественная жидкость прослужит 3-5 лет. По окончании этого срока основные параметры трансмиссионки начнут ухудшаться, что приведет к ускоренному износу коробки.
Другие причины для замены
Замена масла в МКПП «Фольксвагена Джетты» требуется, если есть один из следующих признаков:
- коробка вся снаружи в масляных потеках (замена сальников полуосей);
- плохо включаются передачи;
- трансмиссия начала гудеть.
Замена масла в МКПП «Фольксвагена Джетты» при таких симптомах не исправит полученных трансмиссией повреждений, но отдалит не слишком дешевый ремонт или замену агрегата.
Заливка масла
Методики заливки трансмиссионной жидкости в коробки с мокрым и сухим сцеплением отличаются. Коробки с мокрым сцеплением можно заливать двумя способами. Один описан в инструкции по эксплуатации, но из-за необходимости использовать специальную технику, кажется сложным части водителей.
Заливка через ось механизма включения передач
Если на Volkswagen Jetta 6 вы выбрали этот способ замены масла в МКПП, то действуйте так:
- Прогрейте КПП и закатите машину на яму. Заглушите двигатель.
- Снимите аккумулятор и воздушный фильтр.
- Снимите защиту двигателя и КПП.
- Переведите рычаг КПП в нейтральную передачу и расположите строго посередине.
- Любым удобным способом зафиксируйте его. Это важно, потому что любой сдвиг может привести к уводу скобы механизма.
- С помощью подходящей насадки открутите болт, фиксирующий ось механизма, и вытащите ее.
- Дождитесь полного слива масла.
- Поставьте на место нижнюю ось.
- Снимите верхнюю ось.
- Залейте через отверстие необходимое количество масла.
- Установите ось на место.
- Соберите автомобиль.
После сборки машины заведите двигатель и дайте поработать на холостых 5 минут, затем проверьте, не протекает ли масло через оси. Такое бывает при слабой затяжке фиксирующих болтов.
Замена фильтра
На коробках с мокрым сцеплением фильтр установлен снаружи, на верхней стороне агрегата, и закрыт пластиковой крышкой. Чтобы заменить его, вам потребуются:
- очиститель карбюратора или другая аналогичная химия;
- чистые тряпки;
- головка на 24;
- шприц с тонкой пластиковой трубкой;
- трещотка и удлинитель;
- новый картридж с уплотнительным кольцом (подбирайте его по VIN-коду машины, чтобы деталь подходила именно к вашей модификации трансмиссии);
- трансмиссионное масло для смазки кольца.
Порядок действий:
- Отмойте пространство вокруг крышки фильтра и протрите чистой тряпкой.
- Уложите вокруг крышки тряпку, чтобы трансмиссионка не растеклась, пачкая коробку.
- Открутите крышку трещоткой с удлинителем и головкой.
- Снимите крышку, фильтр и уплотнительное кольцо.
- Удалите остатки масла шприцом.
- Просушите посадочное место чистой тряпкой.
Дальше все зависит от того, как будете заливать масло. Если через сливную пробку, то:
- смажьте трубку и кольцо трасмиссионкой;
- установите на место уплотнительное кольцо и фильтр;
- замените уплотнитель на крышке и смажьте его маслом;
- поставьте на место крышку;
- затяните крышку с усилием 1,5-2 кг.
Если же решили заливать жидкость через трубку фильтра, то сначала заполните коробку маслом, затем произведите все действия из предыдущего списка.
На DQ200 заменить фильтр в домашних условиях невозможно: это приведет к серьезным проблемам с мехатроником. Лучше обратиться к специалистам.
Кроме того, полный слив масла возможен только на демонтированном мехатронике. Самостоятельно дома можно провести лишь частичную замену гидравлической жидкости. Не стоит делать это больше одного раза подряд, потому что без полного слива и установки нового фильтра замены масла бессмысленны.
Как заменить масло
Существует 2 способа замены:
- штатный, для него потребуется спецключ VAG 3357 (заливную пробку МКПП «Джетты 5», равно как и любого другого поколения, невозможно выкрутить обычным ключом) и заливной шланг CT-1991;
- через ось механизма включения передач.
Преимущество штатного метода в том, что можно четко контролировать уровень масла, а значит, не будет недолива или перелива. Минус же его лишь в том, что необходимы специальные приспособления. Поэтому мы настоятельно рекомендуем использовать именно этот способ, а заливку через ось механизма включения передач опишем лишь на уровне общих принципов.
Вне зависимости от способа, для замены масла в МКПП «Джетты 6» или любого другого поколения, вам потребуются:
- яма или эстакада;
- инструкция по обслуживанию автомобиля;
- масло VAG G070726A2, если в инструкции не указано другое (2-5-литровые канистры, зависит от мощности двигателя и типа трансмиссии, для каждой модели «Джетты 6» с МКПП, равно как и любой другой модели, точный объем масла указан в мануале);
- емкость для слива отработки;
- приспособление для залива новой трансмиссионки;
- домкрат.
Если инструкции нет или не хочется переплачивать за оригинальное масло в МКПП VW Jetta 6 или других поколений, то подойдет любое качественное и оригинальное синтетическое масло вязкостью 75W90 и допуском по API GL-4 или GL-5.
Как работает мкпп
Задачей механики (механической коробки переключения передач, МКПП) агрегата является преобразование оборотов и крутящего момента двигателя в соответствие со скоростью езды автомобиля. Чтобы машина начала движение, включают первую, то есть самую низшую передачу, создающую максимальное снижение оборотов и такое увеличение крутящего момента.
На «Джетту», основой которой стал легендарный VW Golf, за все время ее производства, ставили пяти- или шестиступенчатые коробки передач, которые работают одинаково. Они состоят из двух валов, где установлены 5 или 6 редукторов (зависит от числа скоростей).
Каждый редуктор образован двумя шестернями, одна из которых является частью первичного вала, а вторая расположена на вторичном валу. Но пока эта передача не включена, шестерня свободно вращается на валу благодаря игольчатому подшипнику. Рядом с шестерней расположена скользящая муфта, соединенная с валом через шлицы, но способная передвигаться по ним влево или вправо.
Когда водитель включает любую передачу, вилка передвигает муфту до зацепления с шестерней соответствующей скорости, благодаря чему появляется определенный коэффициент передачи. Плавное соединение муфты и шестерни обеспечивает синхронизатор, небольшая латунная деталь, свободно вращающаяся на валу и покрытая такими же зубцами, как и внутренняя поверхность шестерни.
Оба вала надежно зафиксированы в подшипниках, обеспечивающих их соосность и отсутствие вибраций. Так работает коробка на любых моторах, в том числе наиболее популярных, объемом 1,4 и 1,6 л.
Классический автомат (АКПП), а также роботизированная коробка DSG (ДСГ) работают похожим образом, но управляет ими не водитель, а специальная электроника.
Какие дсг ставили на «джетту»
На Volkswagen Jetta ставили 4 модели ДСГ, названия которых начинались буквами DQ:
- 250 – первая шестискоростная коробка с мокрым сцеплением, собравшая много негативных отзывов.
- 200 – первая семискоростная трансмиссия с сухим сцеплением, ставшая лидером по количеству жалоб. Из-за ограничения максимального крутящего момента ее устанавливали лишь в паре с маломощными моторами объемом до двух литров.
- 381 – семиступенчатая коробка с мокрым сцеплением, выдерживающая самый большой крутящий момент. Ее начали устанавливать только в 2021 году.
- 400 – шестиступенчатая трансмиссия с мокрым сцеплением, выдерживающая 400 Нм крутящего момента. Первые модели с этим агрегатом появились в 2021 году.
Все агрегаты с мокрым сцеплением устроены одинаково, поэтому для замены масла в них применяют единую технологию.
Какие коробки ставили на «фольксваген джетту 6»
Этот автомобиль оснащали следующими типами трансмиссий:
- пяти- и шестиступенчатой механикой (МКПП);
- шестиступенчатым гидроавтоматом (АКПП);
- семиступенчатым роботом (РКПП, ДСГ или DSG).
Отличительной чертой каждого типа трансмиссий было то, что любой модификации, которую ставили на этот автомобиль, масло в КПП «Фольксвагена Джетты» меняли одинаковым для всех агрегатов такого типа способом.
Когда менять масло
В руководстве по эксплуатации к «Джетте» с ДСГ сказано, что менять масло в коробке необходимо каждые 60 тысяч км. Но это относится к европейским условиям и спокойной езде по трассе. Политика VAG и других автопроизводителей заключается в том, чтобы агрегаты или машины меняли после окончания гарантийного пробега.
Поэтому 2-3 замены хватает, чтобы трансмиссия прожила примерно 200 тысяч км, после чего ее или всю машину необходимо поменять на новую. Если же автовладельца не устраивает такой срок жизни весьма недешевой коробки передач, то пробег до замены необходимо сократить в 1,5-3 раза.
Стоимость трансмиссионной жидкости даже для агрегатов с мокрым сцеплением редко превышает 12 тысяч рублей, а все работы по ее замене можно провести самостоятельно. Ремонт мехатроника обходится в 50 и более тысяч рублей, а стоимость оригинального узла начинается с отметки 80 тысяч.
Коробки с мокрым сцеплением
Существуют 2 способа заливки масла в эти агрегаты. Для первого (народного) потребуется только лейка с узким горлышком, которую вставляют в трубку масляного фильтра. Поэтому мы будем подробно рассказывать только о втором способе и необходимом для этого оборудовании.
Для заливки потребуются:
- масло G052182A2 (6 л);
- полный комплект адаптера VAS 6262 с шлангом длиной 1 м и больше;
- сливная пробка N90215404;
- прокладка N0438092.
Порядок действий:
- Установите фильтр и его крышку.
- Вкрутите мерную трубку с усилием 0,3 кг.
- Соберите адаптер, удалив трубку, уходящую в бутылку.
- Тщательно трясите каждую бутылку, чтобы перемешать масло.
- Вкрутите одну часть адаптера в сливное отверстие, а другую накрутите на бутылку.
- Поднимите бутылку как можно выше.
- Залейте 5 бутылок и выкрутите адаптер из коробки. Если масло не вытекает из сливного отверстия, вкрутите адаптер обратно и долейте еще половину бутылки.
- Выкрутите адаптер. Если масло потекло, значит, коробка заполнена и нужно сливать излишки. Если же нет, то залейте оставшуюся часть трансмиссионной жидкости и слейте излишки.
- Вкрутите старую пробку с прокладкой.
- Соберите автомобиль.
- Подключите сканер и заведите мотор, затем дождитесь прогрева трансмиссионки до температуры 35-40 градусов.
- Открутите сливную пробку и дождитесь прекращения постоянного потока масла (после достижения уровня оно будет вытекать толчками).
- Вкрутите новую сливную пробку с прокладкой и затяните с усилием 7 кг.
- Вытрите остатки масла с коробки, затем поставьте на место защиту.
В VW Jetta DSG 6-7 с мокрым сцеплением только такой порядок замены масла гарантирует его правильный уровень в коробке.
Коробки с сухим сцеплением
В такие агрегаты трансмиссионную жидкость наливают только сверху, через сапуны механической части и мехатроника, используя переходник VAS 6262 или его самодельный аналог.
Некоторые мастера, чтобы сократить время работы, откручивают крышку сапуна. Но мы рекомендуем так не делать, потому что даже небольшой фрагмент пыли или грязи, попавший внутрь агрегата, резко снизит его ресурс.
Решив залить масло, сначала подготовьте все необходимое:
- адаптеры VAS 6262А, VAS 6262/4, VAS 6262/6 (необходимы все 3 штуки, потому что они составляют полный комплект VAS 6262);
- 2 л минерального масла VAG G052512A2 или G055512A2 (нежелательно использовать синтетический аналог, он негативно влияет на мехатроник) для механического блока;
- 1 л гидравлической жидкости G004000M2;
- крышки сапуна VAG 010409841A (2 шт., скорее всего, не пригодится, но на всякий случай купить надо, они иногда ломаются во время демонтажа);
- новую сливную пробку N10037105;
- новую сливную пробку мехатроника N10637901.
Чтобы залить жидкость в коробку или мехатроник, действуйте так:
- вкрутите сливные пробки;
- соберите адаптер, удалив трубку, уходящую в бутылку;
- тщательно потрясите бутылку, чтобы перемешать масло;
- вставьте его в отверстие сапуна;
- другой конец адаптера накрутите на бутылку;
- поднимите бутылку вверх и залейте требуемое количество жидкости;
- вытащите адаптер из сапуна;
- наденьте крышку сапуна;
- установите на место все снятые с машины детали.
Проверка уровня жидкости на этих коробках не предусмотрена, поэтому очень важно заливать правильный объем масла.
Механика
У коробок этого типа есть 2 существенных преимущества:
- в них за один раз можно заменить весь объем трасмиссионки;
- конструкция агрегата не предусматривает никаких дополнительных действий типа замены фильтра.
Замену масла в коробке «Джетты 6» (механика) проводят по стандартной схеме. То есть, подготовив машину, сливают старую жидкость и льют новую, затем проверяют уровень. Но для проверки уровня придется открутить верхнюю (заливную) пробку. Заполнять агрегат смазочным веществом через это отверстие неудобно, поэтому используют стандартную заливную систему, которую подключают к расположенному сверху сапуну.
Высота верхнего «заливного» отверстия соответствует полному уровню смазочной жидкости для холодного агрегата, поэтому, как только трансмиссионка начала вытекать, перестают подавать ее. Более подробно весь этот процесс мы показывали тут (Замена масла в МКПП Фольксваген Джетта).
Вне зависимости от количества ступеней, в МКПП заливают любые жидкости, соответствующие допуску VAG G070726A2. Объем зависит от числа передач и типа трансмиссии, поэтому ориентируйтесь на те данные, которые указаны в инструкции по эксплуатации машины.
Освобождение доступа к агрегату
На обоих типах трансмиссий часть операций необходимо выполнять сверху, поэтому к ним должен быть свободный доступ. Для этого нужно снять:
- воздушный фильтр и его патрубки;
- аккумулятор;
- площадку аккумулятора.
Поскольку на автомобилях различных поколений и с разными двигателями эти процедуры несколько отличаются, то перед началом работы внимательно изучите руководство по эксплуатации машины. Его можно купить в автомагазинах или найти на торрент-трекерах.
Важно! Чтобы избежать появления ошибки иммобилайзера, сначала извлеките ключ из машины и уберите на 3-5 метров от автомобиля. Только затем отключайте и снимайте аккумулятор.
Сняв воздушный фильтр и патрубки, чистой тряпкой заткните воздухозаборник двигателя, чтобы защитить его от грязи.
Закончив с работами наверху, спускайтесь вниз и снимайте защиту двигателя, ведь она закрывает коробку передач. Жесткой капроновой щеткой (можно использовать мягкую металлическую) и тряпкой очистите пространство вокруг сливных отверстий.
На Jetta с мокрым сцеплением такое отверстие одно, а на коробках другого типа отверстия есть на корпусе коробки и кожухе мехатроника.
Оценка состояния агрегата
Цвет и запах масла многое расскажут о состоянии коробки. Эта таблица поможет правильно оценить остаточный ресурс агрегата:
Цвет | Запах | Состояние коробки | Рекомендации |
Такой же, как был | Нормальный | Полностью исправна | Нет |
Немного темней | Нормальный | Исправна, но интенсивное разрушение уже началось | Сократить пробег до следующей замены в 2 раза |
Очень темное | Нормальный | Масло полностью выработало свой ресурс, коробку несколько раз сильно перегревали | Сократить пробег до следующей замены в 2 раза, избегать быстрых разгонов и агрессивной езды |
Почти черное | Горелый | Коробку многократно перегревали | Необходим диагностический ремонт, то есть вскрытие трансмиссии и определение степени ее повреждений, замена дефектных деталей и промывка мехатроника |
Очень светлое, почти белое | Нормальный | В трансмиссию попал конденсат, который смешался с маслом и образовал суспензию | Промыть мехатроник, провести диагностический ремонт |
Правильная оценка состояния агрегата по цвету и запаху трансмиссионной жидкости поможет вам правильно действовать дальше. Ведь диагностический ремонт обходится дешевле капитального или замены коробки, зато серьезно продлевает срок ее службы.
Прогрев
Если нагреть трансмиссионную жидкость до температуры 40 градусов, то она станет менее вязкой – быстрей и полней стечет. Кроме того, прогрев интенсивно гоняет масло по всей системе, благодаря чему оно срывает небольшие отложения шлама или металлической пыли.
Чтобы прогреть КПП на «Джетте» с сухим сцеплением, заведите двигатель и без резких ускорений неспешно прокатитесь 5-15 км. ДСГ с мокрым сцеплением можно прогреть, включив двигатель и нейтральную или парковочную передачу. Отслеживайте температуру коробки с помощью диагностического сканера (тестера) VAG или ноутбука с программой «Вася-диагност».
Если на «Джетте» КПП с мокрым сцеплением, то нагрейте трансмиссионную жидкость до температуры 50-55 градусов, а затем подождите на яме, пока она остынет до нужного уровня. Благодаря этому ожиданию в картер просочится большая часть жидкости из сцепления, а значит, замена масла в ДСГ Jetta 6 или любого другого поколения, получится более полной. Если же «Джетта» оснащена коробкой DQ200, то этого делать не требуется, ведь в ее сцеплении нет жидкости.
Слив отработки
Чтобы слить отработку, подставьте под соответствующее отверстие прозрачную емкость. Для всех модификаций с сухим сцеплением подойдет обрезанная четырехлитровая канистра. Для агрегатов с мокрым сцеплением необходима емкость побольше, например, пластиковый таз или ведро. Желательно, чтобы посуда была чистой и прозрачной.
Выкручивайте сливной болт. Выполняйте эту операцию в перчатках, так вы избежите контакта с горячим маслом. Затем оставляйте машину на 30-40 минут: столько занимает полный слив трансмиссионной жидкости. Признаком окончания слива является падение капель реже, чем одна в минуту.
Помните: на DQ200 есть только сливная пробка, а в остальных трансмиссиях над ней находится пластиковая мерная трубка, которую выкручивают шестигранником на 14. Масло с этих агрегатов будет сливаться только после извлечения мерной трубки.
Поэтому на DQ200 достаточно только выкрутить пробку, а на остальных трансмиссиях придется еще и извлекать мерную трубку, которая необходима для проверки уровня жидкости.
Установка машины на яму
Замена масла в ДСГ Jetta 6 или автомобиле любого другого поколения без ямы или эстакады невозможна. Машина должна стоять строго горизонтально. А между коробкой и землей необходимо достаточное пространство, чтобы снимать защиту и выполнять иные действия.
Закатывая «Джетту» на яму или эстакаду, не забудьте включить ручной тормоз и поставить под колеса противооткатные упоры.
Помните, абсолютной безопасности не бывает. Лучше перестраховаться, чем из-за мелкой ошибки разбить машину или получить тяжелую травму.
Штатный способ
Порядок действий при штатной замене масла в МКПП Jetta 5, а также любого другого поколения:
- Прогрейте МКПП, проехав несколько км.
- Установите машину на яму или эстакаду.
- Снимите защиту двигателя и КПП.
- Очистите сливное и заливное отверстия от грязи.
- С помощью специального ключа выкрутите сливную пробку; подставьте чистую прозрачную емкость под стекающую жидкость.
- Дождитесь, пока сольется большая часть отработки и выкрутите заливную пробку.
- Чуть-чуть приподнимите домкратом переднюю правую часть автомобиля, чтобы слилось все масло.
- Когда отработка полностью сольется, чистой безворсовой тряпкой очистите посадочное место сливной пробки.
- Уберите домкрат.
- Замените уплотнитель сливной пробки.
- Закрутите сливную пробку с усилием 4-6 кг.
- Подключите шланг к заливному отверстию.
- Влейте указанный в инструкции объем смазки.
- Если трансмиссионная жидкость не помещается в КПП, то приподнимите домкратом левую переднюю сторону автомобиля.
- Залив весь объем смазки, отсоедините шланг.
- Протрите заливное отверстие и пробку чистой безворсовой тряпкой.
- Закрутите заливную пробку с усилием 4-6 кг.
- Уберите домкрат.
- Поставьте на место защиту.
Такой порядок действий при замене масла в МКПП Jetta 5 или любого другого поколения является оптимальным.
Заключение
Все преселективные коробки очень чувствительны к качеству трансмиссионной жидкости, поэтому своевременная замена масла в ДСГ 7 «Фольксвагена Джетты», а также в шестиступенчатых агрегатах продлевает срок их службы и улучшает работу. При этом очень важно строго придерживаться порядка действий, а также использовать рекомендованные производителем расходные материалы. В противном случае велик риск выхода из строя этого недешевого узла.
Масло в ДСГ «Джетты» должно соответствовать агрегату по вязкости и многим другим параметрам, поэтому не стоит подбирать его самостоятельно. Копеечная экономия может обернуться серьезными повреждениями и дорогим ремонтом.