Аудиосистема в volkswagen jetta
Сергей Ручкин, Железнодорожный МО
Мне понадобилось немало терпения, чтобы дождаться выхода этой публикации. Эти строки я дописывал в уже третий вариант.
Сначала я думал, что всё пойдёт гладко: написал, отснял, прислал, напечатали, похвастался перед друзьями… Но сначала не успели, потом не поместилось, а в прошлом номере, которого я ждал с особым нетерпением, всё оказалось посвящено мотоциклам. Против мотоциклов я ничего не имею, но у всякого терпения есть предел. И вот, наконец…
Запаситесь терпением, как большинство участников этой рубрики, я начну с самого начала. Там, в самом начале, были 90-е, тогда на свете жили кассетные деки «Яуза» и «Вега» и колонки S-90. Тогда (как у многих) всё и началось. Однако настоящий качественный звук появился позже, вместе с домашним кинотеатром класса High End. Возможно, если бы маршруты моих поездок по Москве были проложены как-то иначе, так бы всё и осталось, но довольно часто мне приходилось проезжать по проспекту Мира в районе метро Рижская, где трудно не заметить яркой вывески с названием Pioneer. Заехал из любопытства, убедился, что это не Pioneer, а студия Sound Lab, посмотрел, поспрашивал, поговорил… Ну и, как вы понимаете, попал. Не я первый, не я последний оказался поражён тем, что можно построить сцену и идеальное звучание в машине. Оказалось, что один раз услышать важнее, чем сто раз увидеть вывеску.
Купив новый автомобиль VW Jetta, отправился за советом к уже знакомым профессионалам из SoundLab. Первоначальный план был таков: добиться хорошего звучания, не меняя дизайна салона, сохранив объём багажника и даже оставив штатное головное устройство. Никто в студии меня не собирался впутывать в мегапроект, дали консультацию строго в соответствии с планами. В частности, посоветовали, благо машина — седан, поставить сабвуфер с самым компактным оформлением, а это, как известно, free air. Но только поставить не один 12-дюймовый, а два 10-дюймовых. Забегая вперёд, скажу, что это оказался самый долговечный компонент системы, и даже сейчас альтернативы я ему не вижу.
Что хорошо у «Фольксвагенов»: снимается внешняя панель двери, и делай с ней что хочешь. А хочешь, разумеется — виброизоляцию.
Остальными компонентами стали пятиканальный усилитель EOS и двухполосная акустика DLS. Головное устройство осталось штатным, а чтобы максимально использовать возможности поканального фронта, между источником и усилителем был включён процессор Alpine РХА-H650. На тот момент казалось, что желаемый результат достигнут и лучшего уже не добиться, однако спустя полгода довелось сравнить звучание двухполосной системы с трёхполосной на похожих компонентах. Вывод ясен: в систему были добавлены среднечастотные динамики DLS UP 2.5i, процессор сменён на PXA-H800, усилитель EOS — на DLS A4 и DLS A5, штатное ГУ — на Alpine DVA-9861i. Система зазвучала по-новому. Уверенный в том, что стремиться больше не к чему, решил поучаствовать в соревнованиях АМТ-Евразия. С пакетом необходимых документов и уверенностью в победе в августе 2021 года отправился в Казань где, к сожалению, проиграл. Поначалу возникло чувство разочарования, но после анализа систем конкурентов оно сменилось готовностью идти дальше. Самое большое впечатление на меня произвело звучание Opel Astra победителя в классе «Звук», я отчетливо почувствовал разницу между моей системой и той, с ламповым драйвером и другим составом фронтальной акустики. План действий сложился, надо было лишь запастись терпением и всё сделать как следует. К следующему сезону система была переделана. ВЧ-динамиками в новой системе стали Morel Supremo Piccolo, среднечастотные из купольных стали диффузорными AD M35 Neo, а между процессором и усилителями появился 6-канальный ламповый драйвер Phant Audio. Mидбас решил оставить прежним — DLS Scandinavia с акустическими проводами Virex 2×2,5. А вот акустические провода для твитеров и мидрейнджей решил поменять на Rumor 2 и WireWorld Orbit Bi-wire 4/6. Купив всё необходимое, начал разборку и переделку машины.
Раньше в стойках стояли купольники DLS.
AD M35Neo я решил установить в те же места, что и прежние DLS, по габаритам всё подходило, но не было годных грилей. Решил переделать пластиковые кольца грилей купольника: купол UP 2.5i по диаметру меньше диффузора M35Neo, поэтому нуждался в расточке. В домашних условиях это удалось сделать так: взял стеклянную бутылку от газированной воды, обмотал её наждачной бумагой и стал растачивать грили изнутри, по мере увеличения диаметра отверстия наматывая малярный скотч на бутылку для увеличения диаметра. На всё ушло 1,5 часа плюс покраска и полюбоваться делом рук своих.
А вот с твитерами своим рукам не доверил, чтобы не накосячить, и поехал на поклон под уже знакомую вывеску. Мастера Sound Lab к моей радости согласились мне помочь, и через пару дней подиумы были готовы. Теперь полдела оказалось сделано: фронт собран, провода заменены, осталось собрать багажник. Взяв красивую коробочку под названием Phant Audio, стал думать, куда её забубенить, всё время получалось, что либо лампы не лезут, либо проц упирается. В итоге решил сварить раму для установки процессора на арку колеса, а лампы воткнуть не как у других, а кверху жопой. Ещё немного терпения, ещё пара выходных, и вот приближается момент истины. Фронт собран, усилители стоят, ожидая сигнала с процессора, остаётся только всё подключить. Если бы купил ламповый драйвер с впаянными линейными RCA, то это было бы минутным делом. Но я хотел всё сделать по высшему классу, а это означало (по совету разработчика драйвера) попытку обойтись без разъёмов в этом звене тракта. Разложив провода на столе, начал по очереди их вымерять и впаивать в драйвер припоем с серебром. На весь процесс ушло около 5 часов, зато получилось с душой. Проверив все соединения, включил автомат у аккумулятора (дым не пошёл, а это уже удача), подождав ещё немного, достал ноутбук и залил в процессор настройки, сохранённые с прошлого сезона. Отъездив около 100 часов, я отправился в Sound Lab для окончательной настройки системы. Приехал не поздно, но результат был достигнут лишь к часу ночи, качественная настройка требует терпения. Зато система заиграла действительно по-новому. Поблагодарив мастеров настройки, отправился домой, через 4 часа меня ждала дорога в солнечный Краснодар, на открытие сезона АМТ-Евразия 2021. Терпение принесло свои плоды: Гран-при за лучший звук среди непрофессионалов. А пока я терпеливо ждал, когда в очередном номере найдётся для меня площадь, успех удалось закрепить: первое место в классе на этапе АМТ в Воронеже. Буду готовиться к новому сезону. И ждать его. С нетерпением…
По габаритам AD оказались как раз нужного размера.
Составные части будущего СЧ-гибрида.
Подиумы пищалок были отданы на аутсорсинг.
При закрытой двери фланец пищалки частично прячется за подиумом СЧ.
Пульт управления процессором.
Протяжка акустического кабеля в дверь через отверстия в разъёме.
В передних дверях помимо виброизоляции требовалось и обустройство места для мидбасов.
Готовый фронт. Обратите внимание на углы разворота осей динамиков.
Изготовление и монтаж рамы процессора.
Вид на багажник из салона. Собственно, вида и нет, багажник пуст.
Виброизоляция багажника — само собой, ведь это одновременно и корпус сабвуфера.
Ранняя версия компоновки, без лампового драйвера.
Изготовление задней полки: акустической и приборной.
Межблочники впаяны в процессор напрямую, без разъёмов.
«Боковой» усилитель в багажнике.
В хорошую погоду — free air…
Когда дождь — закрытый ящик…
Разделка и подготовка кабелей.
Главный автомат на аккумуляторе.
Вид с пола багажника: потолочная часть и второй усилитель (за фальшпанелью с вентиляторами).
Другая сторона багажника, с процессором.
Фотоотчет. поэтапная замена штатного звука
Вставлю свои 5 копеек)
Таки решился сменить фронт на Focal Access 165 AS, почитав сообщения на форуме и вдохновившись. Подключался к голове на андроиде пока через штатную проводку. Учитывая, что плеер можно поставить любой (к примеру, у меня Poweramp), то настройки звука можно регулировать очень тонко и добиться весьма приемлемого качества звучания. В том же Poweramp 10-полосный эквалайзер и регулировки низов/верхов, причём значительных искажений АЧХ при накручивании, на слух, не происходит. Ну да ладно, теперь по теме.
До этого двери филёнка дверей была практически на 100% оклеена stp gold и сверху акцент 10 мм. Металл под картой был кусками заклеен тем же голдом, вот так:
что, собственно, было совсем не комильфо. Поэтому если уж ставить хороший фронт, то было принято решение закатать это поверх сплошным слоем вибры. Чтобы лишний раз не нагружать петли, которые и так нагружены, закатал довольно легким и очень эффективным stp aero plus. Получилось так (передняя правая дверь не до конца закатана):
Так же до этого карты дверей были оклеены бипластом 5 мм, но также не по фен шую – кусочками. Поэтому прямо поверх него налепил бипласт премиум 15 мм (вибра тоже присутствует первым слоем, естественно):
То же самое проделал и с задними дверями. Все маленькие вырезки вибры для отверстий под клипсы ушли на оклейку тонкого кронштейна крепления блока двери и стеклоподъёмника. Безотходное производство, так сказать
Забегая вперёд, хочу сказать, что шум от проезжающих машин от данных дополнительных операций существенно снизился, чего я совсем не ожидал! Равноценно тому, как я первый раз зашумил филенки дверей и металл под картой кусочками. Приятный бонус за старания)
Затем снимаем корпус твитера, выпаиваем его кронштейн из этого корпуса, а ставим новый. Хочется отметить, что размер нового твитера идеально подходит под посадочное место в корпусе. Он в него не просто проваливается, а садится с натягом, и чтоб его вытащить, необходимо приложить усилие. Но тем не менее, обязательно залил термоклеем:
Повеселила надпись “НЯ” внизу корпуса, будто на производстве ВАГ работает рускоязычный любитель аниме
С изготовкой и центровкой подиумов пришлось повозиться. Необходимая высота подиума для попадания динамика в ограничительное звуковое кольцо в карте двери составило 51 мм. Недурно, подумал я и стал выпиливать 4 слоя из фанеры на один динамик. Каждый слой был склеен между собой резиновый клеем момент кристалл и весь пирог был стянут саморезами. Сторона подиума, прилегающая к двери, на всякий случай была промазана прозрачным герметиком.
Подиумы получились не идеально круглыми, но, честно говоря, уже так всё подзапарило, что забил на эту эстетику – один хрен под картами не видно будет.
Кроссоверы разместили внутри двери, так как под картой место было разве что под подлокотником, что бредово, ибо пришлось бы скидывать провода с кросса при каждом снятии карты. Корпус посадил на двусторонний скотч и для пущей надёжности приклеил ещё и виброй. Плюс ко всему там верхняя точка двери и воды там совсем мало должно быть.
Последние штрихи – подключение к штатной проводке, стягивание проводов хомутами и их обесшумливание путём оборачивания в бипласт. Спасибо IslandSky за предоставленные схемы.
В итоге звук очень порадовал. Существенно сменилась сцена и объём звучания за счёт новых твитеров. Верха очень мягкие, ласкают слух. Частотный диапазон заметно сдвинулся в нижнюю область. Партии бас гитары стали отчётливо слышны на фоне композиции. Средние частоты стали более выразительны. Данный факт особо оценят любители рока на гитарах с дисторшном – звук на них стал очень злым) В общем, все элементы в песне стали раздельно слышимыми, а не слиты в кашу как на штатных динамиках. Правда, как уже писали многие, колонки требуют “прогрева”. С самого начала они звучат не в полную силу.
Также по пути была проклеена центральная консоль бипластом 5 мм и маделином, а то после сборок-разборок начала поскрипывать.
Чего ждал, того и получил. Приятно, когда ожидания оправдываются.
§
Вставлю свои 5 копеек)
Таки решился сменить фронт на Focal Access 165 AS, почитав сообщения на форуме и вдохновившись. Подключался к голове на андроиде пока через штатную проводку. Учитывая, что плеер можно поставить любой (к примеру, у меня Poweramp), то настройки звука можно регулировать очень тонко и добиться весьма приемлемого качества звучания. В том же Poweramp 10-полосный эквалайзер и регулировки низов/верхов, причём значительных искажений АЧХ при накручивании, на слух, не происходит. Ну да ладно, теперь по теме.
До этого двери филёнка дверей была практически на 100% оклеена stp gold и сверху акцент 10 мм. Металл под картой был кусками заклеен тем же голдом, вот так:
что, собственно, было совсем не комильфо. Поэтому если уж ставить хороший фронт, то было принято решение закатать это поверх сплошным слоем вибры. Чтобы лишний раз не нагружать петли, которые и так нагружены, закатал довольно легким и очень эффективным stp aero plus. Получилось так (передняя правая дверь не до конца закатана):
Так же до этого карты дверей были оклеены бипластом 5 мм, но также не по фен шую – кусочками. Поэтому прямо поверх него налепил бипласт премиум 15 мм (вибра тоже присутствует первым слоем, естественно):
То же самое проделал и с задними дверями. Все маленькие вырезки вибры для отверстий под клипсы ушли на оклейку тонкого кронштейна крепления блока двери и стеклоподъёмника. Безотходное производство, так сказать
Забегая вперёд, хочу сказать, что шум от проезжающих машин от данных дополнительных операций существенно снизился, чего я совсем не ожидал! Равноценно тому, как я первый раз зашумил филенки дверей и металл под картой кусочками. Приятный бонус за старания)
Затем снимаем корпус твитера, выпаиваем его кронштейн из этого корпуса, а ставим новый. Хочется отметить, что размер нового твитера идеально подходит под посадочное место в корпусе. Он в него не просто проваливается, а садится с натягом, и чтоб его вытащить, необходимо приложить усилие. Но тем не менее, обязательно залил термоклеем:
Повеселила надпись “НЯ” внизу корпуса, будто на производстве ВАГ работает рускоязычный любитель аниме
С изготовкой и центровкой подиумов пришлось повозиться. Необходимая высота подиума для попадания динамика в ограничительное звуковое кольцо в карте двери составило 51 мм. Недурно, подумал я и стал выпиливать 4 слоя из фанеры на один динамик. Каждый слой был склеен между собой резиновый клеем момент кристалл и весь пирог был стянут саморезами. Сторона подиума, прилегающая к двери, на всякий случай была промазана прозрачным герметиком.
Подиумы получились не идеально круглыми, но, честно говоря, уже так всё подзапарило, что забил на эту эстетику – один хрен под картами не видно будет.
Кроссоверы разместили внутри двери, так как под картой место было разве что под подлокотником, что бредово, ибо пришлось бы скидывать провода с кросса при каждом снятии карты. Корпус посадил на двусторонний скотч и для пущей надёжности приклеил ещё и виброй. Плюс ко всему там верхняя точка двери и воды там совсем мало должно быть.
Последние штрихи – подключение к штатной проводке, стягивание проводов хомутами и их обесшумливание путём оборачивания в бипласт. Спасибо IslandSky за предоставленные схемы.
В итоге звук очень порадовал. Существенно сменилась сцена и объём звучания за счёт новых твитеров. Верха очень мягкие, ласкают слух. Частотный диапазон заметно сдвинулся в нижнюю область. Партии бас гитары стали отчётливо слышны на фоне композиции. Средние частоты стали более выразительны. Данный факт особо оценят любители рока на гитарах с дисторшном – звук на них стал очень злым) В общем, все элементы в песне стали раздельно слышимыми, а не слиты в кашу как на штатных динамиках. Правда, как уже писали многие, колонки требуют “прогрева”. С самого начала они звучат не в полную силу.
Также по пути была проклеена центральная консоль бипластом 5 мм и маделином, а то после сборок-разборок начала поскрипывать.
Чего ждал, того и получил. Приятно, когда ожидания оправдываются.
§
Спасибо!)
По началу думал и на подиумы наклеить вибру, но они получились настолько жёсткими, что вибрации по ним практически вообще не распространяются.
А вибру за динамиком на филенку клеить? Просто у меня же там акцент, на нем её особо не раскатаешь. Думал туда большой кусок бипласта наклеить, чтоб отражений меньше было, но потом подумал, что он постоянно влагу поглащать будет, и передумал.