Многие автомобили с автоматической коробкой передач поставляются с новыми опциями для разных режимов вождения. Эти новые опции помогают нам лучше управлять автомобилем.
Транспортные средства и их системы сильно изменились за последние годы, функции, которые мы знали, изменились, и были добавлены новые функции.
Трансмиссия автомобиля — одна из тех, что претерпела наибольшие изменения. На самом деле, механическая коробка передач постепенно забывается, и дело в том, что автоматические коробки передач изменились и теперь имеют функции, которых раньше не было.
Часто мы даже не знаем функций. Например, рычаги автоматических транспортных средств теперь снабжены аббревиатурами, которые мы часто не знаем, что они означают.
Другими словами, большинство из нас знает, что P — это парковка, N — нейтраль, R — задний ход и D — движение, но что означают S и B, может быть неизвестно. Многие из самых современных автомобилей они идут с S и B на рычаге переключения передач. Мы предполагаем, что это скорости, но не знаем их истинного значения.
Вот почему здесь рассказываем, что на самом деле означают буквы B и S на рычаге АКПП.
Особенности автоматической коробки передач VW Passat B6
«6-ступенчатая автоматическая коробка передач 09G» имеет 6 передач для движения передним ходом с гидравлическим управлением
Благодаря проскальзыванию гидротранформатора при замкнутой муфте блокирования 2,3,4,5 и 6-я передачи активируются механически
Рис. 1. Буквенные обозначения АКПП
Гидротрансформатор оборудован муфтой блокировки.
Муфта блокировки входит в зацепление в зависимости от нагрузок и скорости. 2-я, 3-я, 4-я, 5-я и 6-я передачи могут приводиться в действие механически (без проскальзывания).
Жидкость ATF заливается на длительный срок. В рамках технического обслуживания замена жидкости ATF не предусмотрена.
Уровень жидкости ATF в планетарном редукторе и в главной передаче проверяется и доливается одновременно.
Блок управления автоматической коробки передач с системой адаптивного переключения (Fuzzy – Logic)
Определение момента переключения, которое зависит от дорожной ситуации и сопротивления движению, осуществляется автоматически.
Запрещается заводить двигатель и буксировать автомобиль, если у коробки передач сняты крышки или в картере нет масла.
Прежде чем откручивать соединения, тщательно очистите их и примыкающие участки.
Перед соединением коробки передач с двигателем убедитесь в том, что все центровочные втулки находятся на своих местах.
Снятые детали положите на чистую поверхность и накройте, чтобы на них не попадала грязь. Для этого используйте пленку и бумагу.
Не используйте ворсистую ветошь. Устанавливайте только чистые детали. Запасные части извлекать из упаковки только непосредственно перед их установкой.
Если ремонт не будет выполнен немедленно, аккуратно накройте детали или закройте их.
При снятой коробке передач закрепляйте гидротрансформатор во избежание его падения.
Прокладки, уплотнительные кольца и масло
Кольца круглого сечения, уплотнительные кольца и прокладки можно только заменить.
Перед установкой радиального уплотнительного кольца смажьте маслом рабочую кромку уплотнения, а пространство между ними герметизирующей смазкой.
Манжетные уплотнения устанавливайте открытой стороной к герметизируемой полости. После установки проверьте уровень жидкости ATF.
В обращении с маслом следует проявлять аккуратность. Слитое масло следует утилизировать с соблюдением принятых правил.
Болты/ винты, гайки
Болты/ винты и гайки для крепления крышек и элементов картера следует откручивать и закручивать крест на крест. Резьбу болтов/ винтов, смазанных при затяжке резьбовым фиксатором, очистите проволочной щеткой.
Перед вворачиванием на резьбу таких винтов нужно нанесите фиксатор AMV 185 100 A1.
Все резьбовые отверстия, в которые закручиваются самостопорящиеся болты/ винты, необходимо очистить метчиком от остатков фиксатора. В противном случае при следующей разборке их резьба может быть сорвана. Самоконтрящиеся болты и гайки всегда заменяйте.
МАРКИРОВКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
«Автоматическая 6-ступенчатая коробка передач 09G» устанавливается на автомобилях Passat с 2006 года.
Рис. 2. Местоположение буквенного обозначения АКПП
Местоположение буквенного обозначения АКПП показано на рисунке 2.
Буквенное обозначение 1 «6-ступенчатая автоматическая коробка передач 09G» 2
GGZ 08 05 02 GGZ – буквенные обозначения;
08 – день;
05 – месяц;
02 – год (2002) изготовления.
Буквенные обозначения указываются также на заводских табличках с идентификационными данными автомобиля.
Активное развитие автомобилестроения сегодня продолжается благодаря внедрению новейших технологий в данной отрасли. В современные автомобили производитель вкладывает большой запас по динамическим и мощностным характеристикам, совершенствует уровень оснащения, безопасности и т.д.
При этом от качества реализации того или иного технического решения может зависеть многое, в том числе жизнь и здоровье водителя, пассажиров, других участников движения.
Отметим, что с учетом большой популярности АКПП, в полной мере ощутить «драйв» от управления автомобилем призван режим «S» (Sport). Также указанный режим способен помочь водителю в сложной ситуации. В этой статье мы рассмотрим, что такое «S» передача на автомате, для чего необходим этот режим и как им пользоваться.
Режимы АКПП
Начнем с того, что автоматическая коробка переключения передач имеет ряд основных и несколько понижающих режимов работы. К основным и понижающим режимам относятся:
К понижающим режимам относятся:
Добавим, что еще совсем недавно большинство водителей относилось к автомобилям, оборудованным АКПП, крайне скептически. Многие считали и считают до сих пор, что автомат не позволяет в полной мере контролировать процесс управления автомобилем.
Именно для того, чтобы изменить алгоритм работы ДВС в связке с автоматической трансмиссией и сделать его более резким, скоростным, приемистым и т.д., производители начали активно использовать режим Типтроник, добавили функцию «Спорт» (S, спортрежим АКПП).
В современных АКПП кроме основных и понижающих режимов работы есть и дополнительные, применение которых зависит от условий эксплуатации автомобиля, стиля вождения и т. д. Режимы включаются посредствам программных команд, прописанных в электронном блоке управления АКПП.
Одним из таких режимов является режим «S», «Power» или «PWR» (спортивный). Положение S на АКПП может быть разное – в одном случае это решение реализовано посредством кнопки, в другом случае посредством дополнительного положения селектора АКПП.
При спортивном режиме переключение на более высокие передачи осуществляется на максимальных оборотах ДВС. По сравнению с обычной ездой, при включении режима «S» водитель сможет почувствовать разницу, автомобиль начинает быстрее реагировать на нажатие педали акселератора, более интенсивно набирает скорость, на многих авто рулевое управление становится «острым».
Максимальный эффект при езде в спортивном режиме обеспечивает система контроля курсовой устойчивости (ESP). Она допускает минимальный контролируемый занос оси автомобиля, позволяющий водителю почувствовать себя за рулем спортивного авто.
При этом система курсовой устойчивости хоть и позволяет более агрессивно управлять автомобилем, но не более того. Другими словами, полную безопасностью водителя и транспортного средства никакая электроника обеспечить не способна.
Некоторые производители, максимально упрощая езду на автомобиле, устанавливают адаптивную систему, которая подстраивается под водителя. Система распознает до десяти спрогнозированных ситуаций:
В зависимости от сложившейся ситуации, если водитель вовремя не внес корректировки в алгоритм работы ЭБУ, система автоматически включит или выключит спорт — режим.
Где и когда используется «S» передача на автомате
Спортивный режим особенно незаменим за городом при активной смене скоростного режима. Иногда его применяют и во время движения в городском потоке.
Сегодня по статистике большинство автомобилей выпускается с коробкой «автомат». Технически это значит, что в машине установлена трансмиссия, в которой переключение скоростей происходит с помощью электроники.
На данный момент различают три вида автоматических трансмиссий: «классическая», с «бесступенчатым вариатором», с «роботизированной механикой». В зависимости от модификации и производителя указанные виды трансмиссий могут незначительно отличаться (разное число передач, немного другой ход рычага – прямой или зигзагообразный, обозначения и др.), но основные функции будут одинаковы для всех.
Растущая популярность АКПП вполне объяснима – она более удобна в эксплуатации (чем «механика» — МКПП) особенно для новичков, надежна и предохраняет двигатель от перегрузок. Вроде бы все просто! Однако ошибки водители все же допускают, и даже самый надежный механизм может выйти из строя, если его неправильно эксплуатировать. Далее мы рассмотрим, как правильно пользоваться АКПП и как грамотно ее эксплуатировать.
Обозначения (символы) на панели АКПП
Чтобы научиться правильно пользоваться «автоматом», сначала нужно разобраться, что же означают буквенные символы (английские буквы) и цифры на панели АКПП с рукояткой переключения передач. Сразу отметим, что в зависимости от марки машины цифры и буквы могут различаться.
При эксплуатации АКПП особое внимание следует уделить изучению руководства по эксплуатации конкретного автомобиля, так как некоторые обозначения могут функционально отличаться.
А если в полноприводном автомобиле присутствуют обозначения «1» и «L», то буква «L» может означать не «Low» (понижение), а «Lock» (замок) – что также обозначает блокировку дифференциала.
Запуск двигателя с АКПП
Запуск двигателя с автоматической коробкой имеет следующие особенности:
Следует помнить, что на некоторых марках автомобилей с АКПП переключение передач невозможно без вставки и поворота ключа в замке зажигания (разблокировки коробки передач). Также, на некоторых марках невозможно вытащить ключ из замка зажигания, если рычаг ПП находится в положении «D». (Читайте руководство по эксплуатации).
Начало движения и остановка с АКПП
Большинство водителей, которые пересаживаются с «механики» на «автомат», первое время машинально выполняют действия, которые они привыкли многократно выполнять при езде на автомобиле с механической коробкой передач. Поэтому таким водителям, прежде чем начинать ездить с АКПП по дороге в общем автомобильном потоке, рекомендуется предварительно потренироваться в одиночестве.
Итак, стандартный порядок действий для трогания с места на автомобиле с АКПП выглядит следующим образом:
Многие современные АКПП имеют имитацию механического режима переключения передач «M» (как на МКПП) для повышения/понижения передач с помощью кнопок «+» и «–» на рычаге ПП. То есть, водителю предоставляется возможность самому вручную повышать или понижать передачи, забирая эту функцию у «автомата». При этом переход на механический режим переключения передач может производиться в движении, когда машина уже едет в режиме «D».
Для предотвращения повреждения двигателя при переходе в ручной режим «M» на ходу у всех АКПП предусмотрена специальная защита. Переход на ручное управление «M» актуален в следующих ситуациях:
Распространенные ошибки при использовании АКПП
Заключение
Вполне возможно, что для кого-то АКПП покажется сложным и привередливым механизмом, несмотря на простоту и удобство его использования. Но это только на первый взгляд. На самом деле «автоматы» зарекомендовали себя как вполне надежные агрегаты, но, конечно же, при условии их правильной и грамотной эксплуатации. Особенно удобно пользоваться АКПП в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.
Видео о том, как пользоваться «автоматом»:
https://youtube.com/watch?v=2LyklFA-tvY%3Ffeature%3Doembed
Программы работы
Система управления автоматической коробкой передач предусматривает различные программы работы коробки передач. В зависимости от действий водителя или от условий движения автомобиля выбирается или экономичная, т.е. направленная на экономию топлива программа, или активная программа, которую весьма условно можно назвать «спортивной».
Выбор программы работы коробки передач осуществляется автоматически в зависимости от характера работы водителя с педалью акселератора.
При замедленном или нормальном характере работы с педалью акселератора благодаря раннему включению более высоких передач и позднему переходу на более низкие передачи появляется возможность экономии топлива.
Так называемая «спортивная» программа работы коробки передач выбирается тогда, когда управление педалью акселератора осуществляется достаточно резко. При этом следует нажимать на педаль акселератора не столь уж энергично, чтобы без необходимости не перейти порог давления на педаль акселератора, за которым происходит принудительное упреждающее включение более низкой передачи, предусмотренное в системе управления коробкой передач – кик-даун. При выборе «спортивного» режима полностью используются резервы мощности двигателя благодаря некоторому запаздыванию переключения на более высокую передачу.
Примечание: В зависимости от сопротивления движению, например, при буксировке прицепа или движении на подьеме, автоматически выбирается такая программа, чтобы путем переключения на более низкую передачу обеспечить повышенное тяговое усилие на ведущих колесах и тем самым избежать постоянного переключения передач.
Блокировка селектора
Селектор в позициях «Р» и «N» при включенном зажигании блокируется. Для вывода селектора из этих позиций необходимо нажать тормозную педаль и надавить на кнопку в рукоятке селектора. Благодаря этому не возникает ситуации, когда по неосторожности может быть включена одна из передач, и автомобиль совершенно бесконтрольно тронется с места.
Для напоминания водителю о необходимости нажать тормозную педаль и надавить кнопку в рукоятке селектора в щитке приборов горит предупредительная контрольная лампа.
В конструкции автоматической коробки передач предусмотрено устройство запаздывания для того, чтобы при переходе от одной позиции к другой через позицию «N» (например, от «R» к «D») селектор не был блокирован. Благодаря этому возможно «раскачивание» застрявшего автомобиля. Только тогда, когда селектор при ненажатой тормозной педали находится более одной секунды в позиции «N», происходит блокировка селектора.
При скорости движения выше 5 км/ч блокировка селектора в позиции «N» автоматически выключается.
Позиции селектора
Рис. 1.68. Рычаг селектора автоматической коробки передач
Р – Стояночная блокировка.
Ведущие колеса механически блокируются.
Селектор следует переводить на эту позицию только при полностью остановленном автомобиле. Перед включением и выключением позиции «Р» необходимо нажать кнопку блокировки на рукоятке селектора. Перед выключением этой позиции при включенном зажигании следует дополнительно нажать на педаль тормоза.
Внимание: Никогда во время движения не переводите селектор в позицию «R» или «Р». Коробка передач может выйти и строя возникает опасность аварии.
R – Задний ход.
Позиция заднего хода должна включаться только при полностью остановленном автомобиле и при холостом ходе двигателя. Перед переходом на позицию «R» из позиций «Р» или «N» необходимо нажать тормозную педаль и надавить кнопку блокировки в рукоятке селектора.
В позиции «R» при включенном зажигании горят фонари заднего хода.
N – Нейтральная позиция (позиция холостого хода).
При выводе селектора из позиции «N» при скорости движения до 5 км/ч, а также при неподвижном автомобиле и включенном зажигании следует нажать тормозную педаль и надавить на кнопку блокировки на рукоятке селектора. Однако не обязательно нажимать кнопку блокировки, когда из позиции «N» селектор переводится в позиции «D».
D – Длительное движение вперед.
Четыре передачи переключаются с низких на более высокие и наоборот автоматически в зависимости от нагрузки на двигатель и от скорости движения.
При определенных условиях движения целесообразно временно использовать одну из нижеприведенных позиций.
3 – Позиция для «холмистых» участков дороги.
Такая позиция селектора рекомендуется тогда, когда в определенных условиях движения при положении селектора в позиции «D» происходит частое переключение с 3-ей на 4-ую передачу и наоборот.
Для перевода селектора в эту позицию необходимо нажать кнопку блокировки в рукоятке селектора. Автоматически переключаются вверх и вниз 1-ая, 2-ая или 3-я передачи в зависимости от нагрузки на двигатель и скорости движения. 4-ая передача заблокирована. Благодаря этому также увеличивается тормозной эффект двигателя при прекращении подачи топлива.
2 – Позиция для горных участков дороги.
Эта позиция рекомендуется для затяжных подъемов и спусков.
Автоматически переключаются вверх и вниз 1-ая или 2-ая передача в зависимости от нагрузки на двигатель и скорости движения. 3-ья и 4-ая передачи остаются заблокированными, чтобы избежать ненужные переключения на высшие передачи. При этом также повышается эффективность торможения двигателем.
1 – Позиция для горных участков дороги с большими уклонами.
Выбор этой позиции рекомендуется при езде на крутых подъемах и спусках.
При включении этой позиции необходимо нажать кнопку блокировки на рукоятке селектора. Автомобиль двигается только на 1-ой передаче. 2-ая, 3-я и 4-ая передачи заблокированы, чтобы избежать ненужных переключений на высшие передачи. При этом достигается максимально возможный эффект торможения двигателем.
Круиз-контроль в позиции «1» селектора не может быть использован.
Примечание: При ручном переключении по убывающей можно перейти на позиции «3», «2» и «1»; однако переключение на более низкие передачи происходит автоматически лишь тогда, когда после переключения не будет превышена максимально допустимая частота вращения двигателя.
Рекомендации по выбору позиций
Двигатель может быть запущен только при положении селектора управления в позициях «N» или «Р». См. также «Пуск двигателя.
Выбор позиции для движения.
Перед переводом селектора в одну из позиций движения при неподвижном автомобиле и работающем двигателе надо всегда нажать педаль тормоза.
При выборе позиции при неподвижном автомобиле нельзя нажимать на педаль акселератора.
Если во время движения автомобиля селектор был случайно установлен в позицию «N», необходимо перед переводом рычага в какую-либо позицию переднего хода убрать ногу с педали акселератора и дождаться холостого хода двигателя.
Внимание: При работающем двигателе необходимо при положении селектора в любой из позиций движения удерживать автомобиль с помощью ножного тормоза, так как даже при холостых оборотах двигателя передача крутящего момента на колеса полностью не прерывается – автомобиль «ползет».
Внимание: Если при неподвижном автомобиле выбрана одна из позиций движения, нельзя ни в коем случае бесконтрольно давить на педаль акселератора (в том числе и увеличивать подачу топлива рукой из моторного отсека). Автомобиль тотчас начнет двигаться – и это может произойти при определенных обстоятельствах даже тогда, когда стояночный тормоз затянут.
Внимание: Прежде чем производить какие-либо работы на включенном двигателе, следует установить селектор в позицию «Р» и затянуть стояночный тормоз.
Трогание с места
Выберите одну из позиций движения (R, D, 3, 2, 1). Подождите, пока не произойдет включение передачи в коробке передач, и поток мощности не достигнет ведущих колес (при этом ощущается слабый рывок). Только тогда нажимайте на педаль акселератора.
При кратковременной остановке, например, перед светофором, нет необходимости переходить на позицию «N». Вполне достаточно удерживать автомобиль с помощью тормоза. Двигатель, однако, должен работать только на холостых оборотах.
Стоянка
Во избежание неконтролируемого скатывания автомобиля Вы после полной остановки автомобиля должны всегда надежно затягивать стояночный тормоз. Дополнительно поставьте селектор автоматической коробки передач в позицию «Р».
На дороге с уклоном следует сначала надежно затянуть стояночной тормоз, а затем поставить селектор в позицию стояночной блокировки. Благодаря такому порядку операций блокировочный механизм не будет слишком сильно нагружен, и впоследствии можно будет легко вывести селектор из этой позиции.
Буксировка с целью запуска двигателя
Буксировка или толкание автомобиля с автоматической коробкой передач с целью запуска двигателя никогда не может привести к пуску двигателя.
При разряженной аккумуляторной батарее можно для пуска двигателя с помощью соединительных проводов использовать батарею другого автомобиля.
Кик-даун
Кик-даун (устройство принудительного упреждающего переключения на более низкую передачу) обеспечивает максимальное по данным условиям движения ускорение автомобиля. Как только давление на педаль акселератора превысит определенное пороговое значение, в зависимости от частоты вращения двигателя и скорости движения происходит переключение на одну из более низких передач. Обратное переключение на ближайшую, более высокую передачу последует лишь тогда, когда будет достигнуто максимально допустимое значение частоты вращения коленчатого вала.
Внимание: Имейте в виду, что на скользкой дороге ведущие колеса при принудительном упреждающем переключении на более низкую передачу могут начать пробуксовывать. Возникает опасность сноса.
Ручной режим переключения автоматической коробки передач
Этот режим переключения передач (система «типтроник») дает возможность водителю вручную переключать передачи.
Для перехода на программу ручного переключения необходимо перевести селектор из позиции «D» вправо. Переход может быть осуществлен как на неподвижном автомобиле, так и в движении. При переключении передач на дисплее появляются цифры «5, 4, 3, 2, 1». Показывается включенная в данный момент передача (см. стрелку).
Легким толчком селектора вперед (+) последовательно включаются передачи вверх, а легким толчком назад (–) – последовательно вниз.
При разгоне автомобиля происходит автоматическое включение 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой передач незадолго до момента достижения двигателем максимально допустимой частоты вращения.
Если водителем произведено переключение с какой-то передачи на более низкую передачу, блок управления коробкой передач включит эту более низкую передачу лишь тогда, когда не будет опасности перекрутки двигателя.
Селектор в позициях «Р» и «N» при включенном зажигании блокируется. Для вывода селектора из этих позиций необходимо нажать тормозную педаль и надавить кнопку в рукоятке селектора. Благодаря этому не возникает ситуации, когда по неосторожности может быть включена одна из передач и автомобиль совершенно бесконтрольно тронется с места.
Что означает “с?
Многие думают, что буква S на рычаге переключения передач означает скорость, но на самом деле S означает Спорт. Поскольку коробка передач CVT имеет практически бесконечные передаточные числа, в режиме S ECM автомобиля регулирует трансмиссию, чтобы обеспечить наилучшее ускорение при резком нажатии на педаль газа.
Так что, если вы чувствуете себя немного спортивнее, переведите свой автомобиль в режим S и посмотрите, как автомобиль реагирует на изменение положения дроссельной заслонки.
Буква B означает тормоз или моторный тормоз при переключении передач. При движении вниз по холмистой дороге рекомендуется переключить рычаг в режим B. Эта скорость активирует торможение двигателем, и ваш автомобиль не будет свободно падать со склонов и увеличит все сопротивление.
B-режим также помогает предотвратить перегрузку тормозов автомобиля, так как снимает с них значительную нагрузку, помогая снизить передаточное число.