Основные правила эксплуатации акпп
Основное отличие автоматической коробки от механической – переключение передач происходит само по себе. Гидротрансформатор обеспечивает постоянное сцепление трансмиссии с двигателем, подбирает передачу в зависимости от оборотов двигателя. Чтобы АКПП прослужила максимально долгий срок, следует помнить о следующих правилах:
Основные ошибки при езде на акпп
Даже у опытных водителей, которые десятилетиями ездят на АКПП, можно насчитать немалое количество ошибок. Это связано с мифами, которые порождают как ремонтники, так и интернет.
Самая распространенная ошибка – включение нейтральной передачи. Некоторые делают это, когда движутся накатом или же при каждой остановке. Часто с ней сталкиваются люди, которые недавно пересели с машин на механической КПП.
Нейтральная на МКПП и АКПП – это совершенно разные вещи. На автомате этот режим нужно избегать.
Подобные рекомендации можно найти в сервисных книгах, которые редко кто хотя бы открывает. В нейтральном положении коллектора автоматическая коробка не получает нужного уровня давления. Из-за этого фрикционы не смазываются маслом, что приводит к подгоранию.
Поломкой фрикционов и шестеренок заканчивается быстрое переключение с D на R.
Включать задний ход можно исключительно после полной остановки. Пока автомобиль движется, делать это категорически запрещено. Утопите педаль тормоза как можно сильнее – и только после этого сменяйте режим коробки.
Не стоит пытаться выбраться из снежной или грязевой западни самостоятельно. На авто с механической коробкой передач это можно сделать при помощи раскачивания. Однако на автомате такой способ не работает – лучше подкопайте себе путь лопатой или же положите ветки, чтобы обеспечить достаточное сцепление с дорожным полотном.
Также выбраться из западни удастся следующим образом. Включите пониженную передачу L, чтобы двигаться в натяг. Такой способ позволит вам выехать на одном сцеплении, так как колеса при нем вращаются максимально медленно.
Когда вы почувствуете движение авто, убирайте ногу с педали тормоза и плавно давите на акселератор. В современных авто электронные системы помогут выйти из западни.
Паркуя машину на склоне, необходимо также помнить о некоторых правилах. Перевести режим селектора в паркинг здесь недостаточно – нагрузка на коробку может стать значительной. Подобное приводит к поломке блокиратора вала, а это – дорогостоящий ремонт.
Сделать это просто: когда нога на тормозе, переведите режим коробки в нейтральное положение. После этого затяните ручник. Поднимите ногу с тормоза, чтобы авто немного приподнялся за счет веса авто. После этого можете переводить ручку в паркинг. Такой алгоритм действий сведет к минимуму нагрузку на блокиратор валов, что продлит срок его службы. Снимать с ручника просто: нога на тормозе, селектор в положение драйв, опускание ручного тормоза, перевод ноги на газ.
Volkswagen polo | начало движения и переключение передач | фольксваген поло
Начало движения и переключение передач
Полная нагрузка на двигатель должна даваться только после предварительного прогрева его до нормальной рабочей температуры, который во время движения происходит достаточно быстро.
При трогании с места на скользком дорожном покрытии избегайте длительного проворачивания какого-либо из колес, так как это может привести к повреждению силового агрегата.
Модели с 6-ступенчатой РКПП
Схема переключения передач нанесена на торцевую поверхность рукоятки рычага переключения передач.
Переключение передач во время движения производите в соответствии с техническими характеристиками трансмиссии, – старайтесь не допускать чрезмерного повышения оборотов. В
Спецификациях к настоящей Главы приведены данные по скоростным режимам переключения передач.
Включение передачи заднего хода должно производиться только после полной остановки автомобиля, – перед включением рукоятку рычага следует потянуть вверх.
Модели с 5-ступенчатой АТ
Переключение передач во время движения автомобиля производится автоматически в зависимости от выбранного положения рычага селектора АТ, положения переключателя программ, степени выжимания педали газа и текущей скорости движения.
Переключения автоматической трансмиссии автоматически адаптируются к индивидуальной манере вождения, за счет корректировки моментов переключения передач. Процесс адаптации идет непрерывно с учетом текущих значений рабочих параметров силового агрегата, характеристик движения, а также действий водителя. На изменение характеристик движения АТ реагирует адаптированной программой переключения передач.
Перед началом движения выжмите педаль ножного тормоза для снятия блокировки рычага селектора АТ, затем отпустите стояночный тормоз и переключите рычаг селектора в одно из положений движения (см. ниже). Дождитесь полного включения передачи (в особенности при холодном двигателе), затем отпустите ножной тормоз и выжмите педаль газа.
Помните, что до окончательного прогрева двигателя переключение передач производится при несколько повышенных оборотах, что обеспечивает ускоренный прогрев каталитического преобразователя до нормальной рабочей температуры.
При движении следует иметь ввиду, что легкое нажатие на педаль газа обеспечивает более раннее переключение трансмиссии на повышенную передачу, в то время как при сильном нажатии переключения происходят позже.
Выжимание педали газа до пола (с преодолением точки сопротивления) приводит к автоматическому переключению АТ на пониженную передачу (режим kickdown), обеспечивая автомобилю повышенные динамические качества. При отпускании педали происходит возврат трансмиссии на более высокую передачу, отвечающую характеристикам текущего скоростного режима.
При временной остановке не выводите рычаг селектора из положения «D» и при помощи ножного или стояночного тормоза застрахуйте автомобиль от поступательного движения, обусловленного рельефом местности.
При маневрировании в ограниченном пространстве регулируйте скорость движения постепенным отпусканием ножного тормоза. Старайтесь несильно выжимать педаль газа и не «играть» ею.
При буксировке прицепа в холмистой местности выбирайте режимы ограничения АТ (3 или 2, в зависимости от крутизны склонов), на особо опасных участках включайте режим движения по бездорожью LOW RANGE.
Положения рычага селектора АТ с электронным селекторным модулем, оснащенным функцией последовательного переключения диапазонов переключения в режиме «D», – модели выпуска с 01.09.99
Информация о выбранном положении рычага селектора выводится в индикационное поле на циферблате тахометра, слева от дисплея часов.
Рычаг селектора диапазонов трансмиссии может находиться в одном из восьми фиксируемых положений). Запуск двигателя возможен только в положениях «P» или «N» рычага. Если остановка произведена, когда АТ находится в одном из диапазонов движения «D», «4», «3», «2», «1», «R», либо в режиме «N», то необходимо полностью отпустить педаль газа и выжать тормозную педаль для надежного торможения автомобиля.
При переключении АТ перемещайте рычаг вдоль направляющего паза. При извлечении ключа из замка зажигания рычаг селектора блокируется в положении «Р». В этом случае вывод рычага из положения «Р» невозможен даже при выжимании тормозной педали. Во избежание поломки АТ переводите рычаг в положение «Р» только после полной остановки автомобиля.
Стандартные диапазоны
Положение «Р». В этом положении рычага селектора производится блокировка трансмиссии, обеспечивающая дополнительную защиту запаркованного автомобиля. Всегда переводите рычаг селектора в положение «Р» при выключении или запуске двигателя. Для того чтобы вывести рычаг селектора диапазонов из положения «Р», необходимо выжать тормозную педаль, предварительно отпустив педаль газа. Отклоните рычаг селектора вправо и выведите его из положения «Р».
Положение «R». Приемы управления рычагом селектора диапазонов при переводе его из положения «Р» в положение «R» (Задний ход) описаны выше. Включение рычага в положение «R» из положения «N» (Нейтраль) производите только после полной остановки автомобиля. Если задний ход не включается после полной остановки автомобиля, выжмите педаль ножного тормоза и медленно переместите рычаг селектора сначала в положение «N», затем в положение «R».
Положение «N». Используйте положение «N» (Нейтраль) при запуске заглохшего двигателя на ходу и при коротких остановках автомобиля с работающим двигателем. Если Вам по какой-либо причине необходимо отойти от автомобиля, предварительно переведите рычаг селектора диапазонов в положение «Р». При выводе рычага из положения «N» выжимайте педаль ножного тормоза.
Положение «D». В этом положении рычаг селектора диапазонов должен находиться постоянно при движении автомобиля в нормальных дорожных условиях, – обеспечивается автоматическое переключение АТ между пятью передачами переднего хода в соответствии с изменениями скоростного режима и степенью выжимания педали газа. Для резкого разгона автомобиля при работе трансмиссии в диапазоне «D», «4» или «3» выжмите педаль газа до упора. При этом коробка передач автоматически переключится на смежную низшую передачу (режим kickdown). Если скорость автомобиля невелика, переключение может произойти сразу на две ступени вниз.
Диапазоны для движения в особых условиях
При включенной в положение «D» трансмиссии предусмотрена возможность переключения ее в диапазоны для движения в особых условиях («4», «3», «2» и «1»).
Легкое отжимание рычага влево («D-») приводит к переходу в смежный понижающий диапазон АТ. При удерживании рычага в положении «D-» производится переключение трансмиссии в диапазон, обеспечивающую оптимальные динамические качества автомобиля в соответствии с активной текущей передачей. Информация об изменении диапазонов выводится в индикационное поле на циферблате тахометра, слева от дисплея часов.
Отжимание рычага в положение «D » приводит к переходу трансмиссии в смежный с текущим более высокий диапазон. Удерживание рычага в положении «D » позволяет осуществить возврат в стандартный режим «D».
Положение «4». Если рычаг селектора диапазонов включен в положение «4», автоматическая коробка передач функционирует аналогично случаю включения диапазона «D». Отличие состоит в том, что исключается переход на пятую передачу.
Положение «3». В данном положение ход переключения трансмиссии ограничивается третьей передачей. Режим может быть использован для осуществления торможения двигателем. Включение диапазона «3» полезно также для исключения лишних циклических переключений автоматической трансмиссии между третьей и четвертой передачами, – подобные циклические переключения коробки передач могут наблюдаться, например, при движении в плотном транспортном потоке с частыми замедлениями и остановками.
Положение «2». При включении диапазона «2» автоматическая трансмиссия будет постоянно работать на второй передаче. Рекомендуется использовать данное ограничение при буксировке прицепа в холмистой местности или для осуществления торможения двигателем на спуске значительной крутизны. При остановке автомобиля коробка передач не переходит на первую передачу. Постоянное включение второй передачи обеспечивает хорошую тяговую динамику автомобиля на подъемах и возможность интенсивного торможения двигателем на крутых спусках. Диапазон «2» может использоваться также при трогании с места на скользком дорожном покрытии, или при движении по глубокому снегу, помогая предотвратить сильную пробуксовку ведущих колес автомобиля. Рекомендуется использовать диапазон «2» при движении по крутым перевалам, при буксировке прицепа в холмистой местности, а также для торможения двигателем на особо крутых спусках.
Положение «1». При включении диапазона «1» автоматическая трансмиссия будет постоянно работать на первой передаче. Если включение диапазона «1» произведено на скорости более 50 км/ч, то трансмиссия сначала переключится на вторую передачу. Включение промежуточной ступени позволяет исключить резкое и неожиданное торможение двигателем. Режим может использоваться при движении с прицепом на особо крутых спусках и длинных перевалах.
Аварийный режим
О переходе трансмиссии в аварийный режим функционирования свидетельствуют ухудшение динамических характеристик и отказ трансмиссии от переключений. Не исключена вероятность переключения на 2-ю передачу или передачу заднего хода.
В подобной ситуации следует прекратить движение, припарковаться в безопасном месте, перевести рычаг селектора в положение “Р” и заглушить двигатель.
Обождав не менее 10 секунд, вновь запустите двигатель и переведите рычаг селектора в положение «D» – включится 2-я передача. Перевод рычага в положение «R» приводит к включению передачи заднего хода.
Автомобиль следует немедленно отогнать на ближайшую станцию техобслуживания Mercedes-Benz для проведения подробной диагностики АТ и выполнения необходимого восстановительного ремонта.
Как вести себя с автоматом во время пробок?
Жители мегаполисов значительную часть времени проводят в пробках. Это доставляет дискомфорт человеку и автомобилю. Поэтому следует обязательно соблюдать ряд правил для езды с автоматической трансмиссии при заторе. Это поможет снизить износ основных агрегатов, а также сэкономить топлива.
Когда вы стоите в пробке с включенной передачей и ногой на тормозе, автомобиль постоянно готов толкнуть авто. Поэтому лучше всего перевести положение селектора в нейтральное положение, не убирать ногу с педали. Если предстоит долгое стояние на одном месте, логичнее перевести рычаг на «Паркинг». Так вы дадите отдохнуть и ногам, и силовым агрегатом.
Особенности движения
Пуск двигателя возможен только если рычаг селектора находится в положениях Р или N. Для выбора иного положения селектора нажмите педаль тормоза. Если нажать кнопку на головке рычага селектора при выключенном зажигании, то ключ зажигания невозможно будет повернуть.
При неподвижном автомобиле для выбора положения селектора не нажимайте педаль акселератора.
Если рычаг селектора при движении случайно сместился в положение N, отпустите педаль акселератора и дайте двигателю перейти на холостой ход, затем включите нужный режим движения.
Предостережения: При остановленном автомобиле, если включена передача, дроссельную заслонку нельзя открывать ни при каких обстоятельствах (например, вручную из моторного отделения), иначе автомобиль моментально поедет, даже если стояночный тормоз полностью затянут.
При работе с автомобилем, если возможен пуск двигателя, затяните стояночный тормоз и установите селектор в положение Р.
Для трогания с места включите один из режимов движения (R, D, 3, 2, 1), подождите, пока в коробке передач произойдут нужные переключения, нажмите на акселератор и трогайтесь.
Особенности использования акпп зимой
Зима – самое тяжелое для автомата время. Если не соблюдать правила для использования агрегата зимой, он быстро выйдет из строя. Старайтесь соблюдать следующие рекомендации, чтобы продлить век АКПП:
- Перед началом движения нужно прогревать двигатель и коробку. Все жидкости снова станут жидкими, что защищает металлические компоненты трансмиссии. Прогревать просто: заведите машину, поставьте передачу «Драйв» или «Реверс». Продолжайте процедуру до тех пор, пока двигатель не прогреется до 40 градусов.
- Первое время после прогрева двигайтесь медленно, до 40 км/час. Следите, чтобы обороты не поднимались выше 2000. Через 2-3 километра вы сможете ездить так, как обычно.
- Если дорога скользкая, то поворачивать нужно на пониженной скорости. Не стоит одновременно жать по тормозам и маневрировать рулем.
- Когда прогреете авто, попереключайте селектор трансмиссии из разных положений несколько раз. Масло равномерно распределиться по всем отсекам – защитит от чрезмерного износа.
- Если на улице значительный минус, то постарайтесь ездить в щадящем режиме. Откажитесь от резких перегазовок и торможения, интенсивных обгонов. Так вы защитите блок управления АКПП.
- Категорически запрещено выезжать из сугроба при помощи буксира. Если такая ситуация все-таки возникла, отключите антипробуксовочную систему. Повторите попытки несколько раз.
Пользование подрулевыми переключателями
Каждая автоматическая коробка передач оборудована селектором для самостоятельного переключения. Здесь 2 отсека: « », «–», для повышения и понижения соответственно. Здесь существует только одно правило – крутить двигатель до отсечки категорически запрещено.
Как правильно эксплуатировать?
Соблюдение основных правил по работе с автоматической трансмиссией позволит значительно увеличить срок ее службы.
Вы можете прочитать руководство пользователя на автомобиль. Там описаны основные советы. Старайтесь соблюдать следующие рекомендации из инструкции:
- Включать задний ход можно только после полной остановки. Лучше полностью остановиться, подождать 2-3 секунды – и только потом переводить ручку селектора в положение R.
- Трогаться с места нужно плавно, как и тормозить. К поломкам приводят резкие и необдуманные действия. Постарайтесь сократить количество рывков при движении.
- Не забывайте об обслуживании коробки. Своевременно меняйте масло, сальники. Не экономьте на материалах, так как ремонт все равно встанет вам гораздо дороже.
- Если вы застряли в грязи или сугробе, не стоит давить на газ, чтобы вылезти из западни. Лучше воспользуйтесь лопатой или попросите у кого-нибудь помощи.
- При использовании ручных режимов, таких как L, 2 или 3, следите за оборотами двигателя. Категорически запрещено доводить их до максимума.
- Некоторые автоматные автомобили буксировать запрещено полностью. Но некоторые из них способны выдержать 40-50 километров при скорости до 50 км/ч.
- Не забывайте о наличии ручника. На некоторых моделях его использование обязательно, это защищает трансмиссию от износа. Важно делать это при стоянке на уклонах. Ручник защитит разрушение блокираторов.
- Будьте внимательны при переключении передачи на ходу. Резкая смена оборотов двигателя приводит к изменению коэффициента сцепления, что может привести к заносу.
- Не стоит переводить коробку в нейтральный режим при непродолжительных остановках.
- Откажитесь от экспериментов с маслами и присадками. Используйте исключительно качественные жидкости. Приобретайте их в официальных магазинах, чтобы не нарваться на контрафакт.
- Не экономьте на сальниках. Эти дешевые резиновые прокладки защищают места стыков трубок и силовых агрегатов от протечек масла. Если их разорвет, оно начнет подтекать. Это приводит к масляным голодовкам. Подобное грозит быстрым выходом из строя любой коробки передач.
АКПП – крайне сложный агрегат. Поэтому легче соблюдать определенные правила его эксплуатации, чем потом заниматься ремонтом.
Не стоит самостоятельно влезать внутрь блока, так как неграмотные действия могут привести к тому, что восстановить вашу коробку будет уже невозможно.
Единственным выходом из ситуации будет полная замена агрегата.
Чего нельзя делать с акпп?
Если владелец авто будет знать, как вести себя с АКПП, это позволит трансмиссии прослужить приличный срок и не доставлять хозяину головную боль. Категорически запрещено делать следующие вещи:
- Давать серьезные нагрузки непрогретой коробке.
Даже при плюсовой температуре авто нужно прогревать.
Конечно, никто не заставляет ждать 10 минут, пока все жидкости придут в рабочий диапазон, — хватает 2-3 минут. Но первые километры старайтесь ехать тихо и аккуратно, не быстро, отказавшись от резких перегазовок.
- Откажитесь от езды по бездорожью. Автомат не любит пробуксовки, из-за нее гидротрансформатор изнашивается гораздо быстрее. Постарайтесь отказаться от резких наборов оборотов. Если же необходимость есть – поставьте селектор в ручной режим. Будете самостоятельно регулировать рабочие обороты и момент отсечки двигателя внутреннего сгорания.
- Не давайте коробке значительных нагрузок. Автомат очень быстро перегревается, из-за чего из строя выходят основные узлы. Поэтому от буксировки, вождения с прицепом нужно отказаться.
- Не забывайте также о некоторых особенностях работы с АКПП.
Если нужно перевести коробку в нейтральный режим, нога должна быть постоянно на тормозе.
Также в такой позиции нельзя глушить двигатель – делается это исключительно в режиме «Паркинг».
Многие сознательно отказываются от автомата, так как боятся дорогостоящих ремонтов. Но если соблюдать основные правила эксплуатации, опасаться этого не стоит. Механическая КПП также выходит из строя, требует ремонта. Поэтому выбирайте такой тип коробки, который будет приносить вам удовольствие во время управления авто.