.43. Реле и предохранители
Реле
В каждом автомобиле есть ряд потребителей, которые нуждаются в токе большой силы по сравнению с другими потребителями. Они включаются не напрямую посредством выключателей, а коммутационными реле. Если вы приводите в действие выключатель, то вначале активизируете небольшой коммутационный ток.
При включении соответствующего потребителя вначале замыкается электрическая цепь. В результате этого электромагнитная катушка, противодействуя давлению пружины, притягивает мощный контакт и таким способом замыкает электрическую цепь для получения рабочего тока.
Рабочий ток во избежание падения напряжения подается коротким путем непосредственно на реле и оттуда при замкнутых контактах выключателя поступает к потребителю тока. Благодаря этому контакты выключателя не подвергаются нагрузке за счет тока большой силы.
Реле в вашем Polo располагаются на опоре со стороны водителя за облицовкой приборной доски. Новый тип конструкции в Polo заменяет центральный коммутационный мини-узел с опорой для дополнительных реле. Опора для реле в Polo 2002 года выпуска является структурным элементом с единой конструкцией для подключения реле.
Блок реле в Polo (расположение см. в таблице). |
Расположение реле в Polo 2002
реле подачи тока к системе Motronic |
реле свечей накаливания |
реле топливного насоса дизельных двигателей |
реле сигнальных лампочек посадки (в автомобиль) |
реле системы омывания фар |
реле блокировки пуска двигателя |
реле малой мощности обогрева |
реле большой мощности обогрева |
реле подачи тока к блоку управления Simos |
реле разгрузки Х-контакта |
реле подачи топлива |
реле топливного насоса ДВС с принудительным зажиганием |
опора предохранителей дополнительного электроотопления |
реле системы непосредственного впрыска топлива в дизельных двигателях |
Предохранители
Защиту электрической системы вашего автомобиля обеспечивают многочисленные предохранители. Предохранитель является частью электрической цепи. Он активизируется в том случае, если, например, при коротком замыкании (неисправный потребитель, поврежденный провод) резко возрастает сила тока.
Предохранитель разрушается, ток прерывается, и не допускается перегрузка электрической цепи. Хотя это случается и тогда, когда вы подключаете к уже полностью нагруженной электрической цепи дополнительные потребители тока. Для того чтобы ваш автомобиль не остановился обесточенным из-за дефекта в электрической системе, в разных электрических цепях размещаются предохранители.
Система впрыска и большинство электрических агрегатов располагают собственной защитой. Электрические разъемы предохранителей видны на отдельных коммутационных схемах. В Polo имеется блок с главными предохранителями и блок предохранителей. Опора с главными предохранителями находится на крышке аккумулятора.
Количество предохранителей зависит от конкретного оснащения автомобиля. Максимально в этом конструктивном узле находится 6 ленточных и 10 штекерных предохранителей. Соединение с аккумулятором (с положительным полюсом ) осуществляется посредством привинченного провода.
Предохранители защищают отдельные электрические цепи сразу после аккумулятора от перегрузки. Эта коробка с главными предохранителями демонтируется, если открыть крышку аккумулятора и отсоединить провод массы и положительный полюс. Затем отвинчиваются провода от ленточных предохранителей и деблокируются контакты штекерных предохранителей.
Панель с предохранителями находится за облицовкой сбоку слева в приборной доске. Для защиты электрических цепей на ней находится два типа предохранителей: плавкие мини-предохранители до силы тока 15 А и малые плавкие предохранители с силой тока свыше 15 А.
Панель предохранителей в приборной доске.
Распределитель потенциала
Особая задача ставится перед конструктивным узлом электрической системы, который называется распределителем потенциала. Он находится под облицовкой приборной доски на стороне водителя. Этот узел осуществляет распределение напряжения клеммы 30 от главных предохранителей на крышке аккумулятора к потребителям.
Распределитель потенциала |
Расположение предохранителей
Пиктограммы и номера предохранителей на внутренней стороне крышки коробки с предохранителями слева на приборной доске. |
Если с помощью маленькой плоской отвертки снять крышку слева от коробки с предохранителями в приборной доске со стороны водителя, то на внутренней стороне крышки можно найти маленькую табличку с планом расположения предохранителей. На табличке показаны пиктограммы в сочетании с номером предохранителя.
Некоторые из наиболее распространенных пиктограмм мы покажем вам в обзоре ниже. В вашем Polo несколько потребителей могут быть защищены одним предохранителем (отопление/климатическая установка/нагнетатель воздуха). В этом случае на табличке с одним номером предохранителя приводится несколько пиктограмм.
Как правило, данное расположение предохранителей приводится в зависимости от года выпуска, двигателя и оснащения вашего автомобиля. Поэтому вы должны ориентироваться по табличке на внутренней стороне крышки коробки предохранителей. В некоторых случаях на ней находится символ открытой книги. Это означает: читайте инструкцию по эксплуатации.
Вы должны знать эти символы: |
Защищенные предохранители и их пиктограммы
Ближний свет | Фара, опущенная вниз, аналогичная пиктограмме 5 |
Дальний свет | Пиктограмма 5 |
Регулировка дальности света | Аналогична пиктограмме 5 со стрелкой вверх и вниз |
Парковочный фонарь | Буква Р с тремя лучами, направленными влево |
Противотуманная фара | Пиктограмма 2 |
Противотуманный задний фонарь | Пиктограмма 6 |
Фонарь заднего хода | Пиктограмма 6 без вертикальной волнистой линии |
Система указателей поворотов | Стрелки влево и вправо |
Система аварийной сигнализации | Пиктограмма 3 |
Освещение приборов | Шкала спидометра с лампой накаливания |
Нагнетатель воздуха | Пиктограмма 18 |
Климатическая установка | Стилизованная снежинка/ледяной кристалл |
Отопление | Три вертикальные волнистые стрелки |
Обогреваемое ветровое стекло | Пиктограмма 15 |
Обогреваемое заднее стекло | Пиктограмма 10 |
Обогреваемое зеркало внешнего обзора | Символ зеркала с тремя стрелками обогрева |
Регулировка зеркала внешнего обзора | Символ зеркала с четырьмя стрелками направления |
Откидывание зеркала внешнего обзора | Символ зеркала с поворачивающейся стрелкой |
Обогрев сиденья | Символ сиденья с вертикальными стрелками обогрева |
Рожок/сигнальный рожок | Символ рожка |
Стеклоочистители/стеклоомыватели | Пиктограмма 7 |
Стеклоочистители/ стеклоомыватели заднего стекла | Пиктограмма 8 |
Стеклоочиститель заднего стекла | Пиктограмма 8 без водяных струй |
Система очищения фар | Комбинированная пиктограмма из 5 и 8 |
Раздвижная крыша | Символ легкового автомобиля с изогнутой через крышу стрелкой |
Стеклоподъемники | Стилизованное окно в двери со стрелками вверх и вниз |
Прикуриватель | Символ сигареты |
Откидное окно | Стилизованное откидное окно со стрелкой |
Единая система замков | Ключ с предохранителем |
Центральный коммутационный узел | Символ легкового автомобиля с зигзагообразной стрелкой сверху вниз |
Электрика зажигания | Свеча зажигания |
Электрика двигателя | Символ двигателя с зигзагообразной стрелкой верху вниз |
ABS | Пиктограмма 1 с буквами ABS вместо ! |
ESP | Треугольник с линией высоты в кругу, описанном стрелкой |
Освещение рычага-селектора | Символ направлений ручного переключения 5-ступенчатой коробки передач |
Противоугонное устройство | Ключ с предохранителем под символом легкового автомобиля |
Освещение номерного знака | Лампа над табличкой с номером |
Комбинированный прибор | Пиктограмма 4 |
Центральный замок | Ключ поперек двери автомобиля |
Радиоприемник | Передняя часть радиоприемника |
Плеер CD/устройство замены CD | Диск с буквами CD |
Телефон/телематика | Стилизованная телефонная трубка |
Мобильный телефон | Символ кисти руки |
Система регулировки скорости | Циферблат спидометра со стрелкой слева вверху |
Навигация | Роза ветров |
Фонари салона | Пиктограмма 14 |
Фонари для чтения | Аналогично пиктограмме 16 |
Топливный насос | Стилизованная бензоколонка |
Розетка для работы с прицепом | Соединительная штанга для прицепа |
Красный | 10 А |
Синий | 15 А |
Желтый | 20 А |
Зеленый | 30 А |
В салоне
Основной блок предохранителей Фольксваген Поло Седан 2021 года расположен во внутренней части панели приборов ниже и левее рулевой колонки. Снаружи блок закрыт съемной пластиковой крышкой (на которой закреплен пинцет для замены вставок).
Схема салонного блока
Нумерация и назначение предохранителей в блоке может меняться в зависимости от года выпуска и комплектации автомобиля. Например, предохранитель прикуривателя может быть рассчитан на ток 15 или 20 ампер.
Основные варианты предохранителей на дорестайлинговом Поло Седан (с мая 2021 по июнь 2021 года) указаны ниже:
Номер | Защищаемая цепь | Номинал, А |
П01 | Зарезервировано | Зарезервировано |
П02 | Переключатели под рулевым колесом и насос жидкости омывателя | 10 |
П03 | Цепь реле запуска бензонасоса и система управления двигателем | 5 |
П04 | Блок переключателей под рулевым колесом | 2 (резерв) |
П05 | Зарезервировано | Зарезервировано |
П06 | Комбинация контрольных приборов (управление) | 5 |
П07 | Регулятор угла наклона блок-фар и подсветка заднего номерного знака | 5 |
П08 | Цепи управления форсунками впрыска топлива | 10 (резерв) |
П09 | Управление работой АБС и клавиша деактивации ЕСП | 5 (7.5) |
П10 | Датчик определения скорости, цепи селектора АКПП | 5 |
П11 | Регулятор угла наклона блок-фар | 5 |
П12 | Джойстик регулировки зеркал заднего вида | 5 |
П13 | Управление работой АКПП | 15 |
П14 | Система управления фронтальными и боковыми подушками безопасности | 5 |
П15 | Обогрев жиклеров омывателя | 5 |
П16 | Парктроник | 5 |
П17 | Прогрев лямбда-зондов и клана системы улавливания паров топлива | 15 (10) |
П18 | Цепи комбинации приборов и лампа противотуманного света в задней блок-фаре (слева) | 5 |
П19 | Парковочные огни, цепи магнитолы и электропакета, деактиватор зажигания | 5 |
П20 | Цепи управления комбинацией приборов и переключателями под рулем | 5 |
П21 | Система освещения салона и багажного отделения | 10 |
П22 | Система управления микроклиматом, колодка диагностики и считывающее устройство иммобилайзера | 5 |
П23 | Управление параметрами работы двигателя и АКПП | 7,5 |
П24 | Включение и выключение обогрева зеркал | 5 |
П25 | Контроль параметров работы кондиционера | 5 |
П26 | Управление работой усилителя руля | 7,5 |
П27 | Цепь деактивации лампы, предупреждающей о включенной передаче заднего хода | 5 (резерв) |
П28…31 | Зарезервировано | Зарезервировано |
П32 | Бензонасос | 10 (резерв) |
П33 | Концевики на педалях сцепления и тормоза | 5 |
П34 | Дальний свет (правая сторона) | 7,5 |
П35 | Система управления двигателем | 10 |
П36 | Бензонасос или форсунки впрыска топлива | 10 (15) |
П37 | Система подогрева сидений | 25 |
П38 | Дальний свет (левая сторона) | 7,5 |
П39 | Ближний свет (правая сторона) | 10 |
П40 | Электромотор привода вентилятора климатической установки | 30 |
П41 | Зарезервировано | Зарезервировано |
П42 | Прикуриватель | 15 (20) |
П43 | Сигналы указания направления поворота и торможения | 15 |
П44 | Штатная сигнализация | 15 |
П45 | Магнитола | 15 |
П46 | Звуковой высокотональный предупредительный сигнал | 20 |
П47 | Привод переднего стеклоочистителя | 20 |
П48 | Блокировка замков дверей и лючка топливного бака | 25 |
П49 | Индикация включенной задней передачи | 5 |
П50 | Управление электросистемами в двери водителя | 25 |
П51 | Аналогично в двери пассажира | 25 |
П52 | Аналогично задними дверями | 30 |
П53 | Обогрев поверхности заднего стекла | 30 |
П54 | Противотуманные фары в бампере | 15 |
П55 | Катушки системы зажигания | 15 |
П56 | Обогрев поверхности лобового стекла | 40 (30) |
П57 | Габариты левой стороны | 5 |
П58 | Габариты правой стороны | 5 |
П59 | Ближний свет (левая сторона) | 10 |
П60 | Зарезервировано | Зарезервировано |
После рестайлинга в электросистеме произошли заметные преобразования, что повлекло за собой изменение номиналов и назначений предохранителей в блоке салона Volkswagen Polo.
Номер | Защищаемая цепь | Номинал, А |
П01 | Зарезервировано | Зарезервировано |
П02 | Переключатели под рулем и насос | 15 |
П03 | Цепь бензонасоса и управление двигателем | 7,5 |
П04… П06 | Зарезервировано | Зарезервировано |
П07 | Габариты по кругу | 15 |
П08 | Зарезервировано | Зарезервировано |
П09 | Управление работой АБС | 7.5 |
П10 | Зарезервировано | Зарезервировано |
П11 | Корректор угла наклона блок-фар | 10 |
П12 | Джойстик для регулировки зеркал | 7,5 |
П13 | Зарезервировано | Зарезервировано |
П14 | Система надувных подушек | 15 |
П15 | Обогрев жиклеров омывателя | 10 |
П16… П17 | Зарезервировано | Зарезервировано |
П18 | Лампа противотуманного света в задней блок-фаре (слева) | 7,5 |
П19 | Блок управления электрикой (BCM) | 7,5 |
П20 | Цепи управления комбинацией приборов и переключателями под рулем | 10 |
П21 | Система освещения для салона и багажного отделения | 10 |
П22 | Система управления микроклиматом | 10 |
П23 | Управление параметрами работы двигателя и АКПП | 10 |
П24 | Система обогрева зеркал | 15 |
П25 | Контроль параметров работы радиатора кондиционера | 15 |
П26 | Управление работой усилителя руля и компрессора | 20 |
П27 | Выключение лампы включенной передачи заднего хода | 15 |
П28 | Управление форсунками и подогрев лямбда-зондов | 15 |
П29 | Функционал катушек зажигания | 15 |
П30 | Зарезервировано | Зарезервировано |
П31 | Клапан системы улавливания паров и регулятор положения вала ГРМ | 10 |
П32 | Электроника двигателя | 30 |
П33 | Концевики на педалях сцепления и тормоза | 10 |
П34 | Дальний свет (общий) | 20 |
П35 | Зарезервировано | Зарезервировано |
П36 | Бензонасос | 20 |
П37 | Система подогрева сидений | 30 |
П38 | Зарезервировано | Зарезервировано |
П39 | Ближний свет (правая сторона) | 10 |
П40 | Электромотор вентилятора воздуха в салоне | 30 |
П41… П42 | Зарезервировано | Зарезервировано |
П43 | Сигналы указания направления поворота и торможения | 20 |
П44 | Системы штатной сигнализации | 10 |
П45 | Магнитола | 15 |
П46 | Клаксон | 30 |
П47 | Привод переднего стеклоочистителя | 25 |
П48 | Блокировка замков дверей | 30 |
П49 | ПТФ в бампере | 15 |
П50 | Управление электроприводами в двери водителя | 30 |
П51 | Аналогично для пассажирской двери | 30 |
П52 | Аналогично для обеих задних дверей | 30 |
П53 | Обогрев поверхности заднего стекла | 30 |
П54… П55 | Зарезервировано | Зарезервировано |
П56 | Обогрев поверхности лобового стекла | 40 |
П57 | Лампа перчаточного ящика | 3 |
П58 | Прикуриватель | 20 |
П59 | Ближний свет (левая сторона) | 10 |
П60 | Дневные ходовые огни | 7,5 |
На видео пользователь Александр М снимает блок предохранителей со своего Поло 2021 года выпуска. Хорошо видна общая конструкция блока и расположение предохранителей.
За боковой торцевой крышкой панели приборов размещается блок реле.
На Поло Седан 2021 года элементы установлены по такой схеме (заштрихованные позиции Р01, Р06 и с Р11 по Р15 пустуют и являются резервными):
Схема блока реле
Расположение реле в блоке Фольцваген Поло Седан указано в таблице:
Позиция | Предназначение |
Р02 | Опциональный элемент, для включения обогрева лобового стекла |
Р03 | Блокиратор стартера при работающем двигателе |
Р04 | Подача топлива непосредственно на двигателе |
Р05 | Общее электропитание |
Р07 | Отвечает за габаритный свет |
Р08 | Подача топлива из бака |
Р09 | Система микроклимата |
Р10 | Разгрузка (так называемое реле для контакта «х») |
Над блоком реле установлены два термических предохранителя (артикул детали — 443937105B) с номиналом по 15 ампер. Эти плавкие вставки защищают цепи электромоторов стеклоподъемников. Детали практически никогда не выходят из строя, при перегреве размыкаются и восстанавливают целостность цепи при остывании.
Замена ремня грм на моторах серии ea211, vw polo/skoda rapid | обслуживание и ремонт автомобилей vw / audi. статьи, советы, рекомендации
Атмосферные моторы 1.6 столь популярны, что их производство было локализовано в России:
А значит есть шанс, что эта инструкция кому-нибудь, да пригодится 🙂
Подопытным послужит VW Polo с мотором 1.6 CWVA, но годится и для CWVB:
Что нужно для замены ремня?
Во-первых, сам ремень:
Ролик-натяжитель:
Обводной ролик:
Впрочем, покупать именно оригинальные комплектующие не обязательно. Ремень — Continental, натяжитель — Litens. Можно смело брать комплекты от известных мировых брендов, например 530 0592 10 от INA
Но в любом случае потребуется докупить:
Центральный болт N91204401
Болт крепления ролика-натяжителя N10690201;
Уплотнение заглушки распредвала N90467301.
Если слепо следовать ELSA, то необходимо заменить и болты крепления передней крышки — это N 10680202, 2 штуки, и один N 10706901. Следовать ELSA легко, но не всегда бюджетно. Так что решайте сами.
Для замены ремня потребуется специальный инструмент. Для кого-то он выглядит так:
Но на самом деле нужны следующие позиции:
Замена ремня ГРМ
Итак, переходим непосредственно к работе:
— снять с корпуса воздушного фильтра два патрубка:
— снять корпус воздушного фильтра:
— дроссельную заслонку желательно чем-нибудь прикрыть:
— открутить обводную трубку:
— снять разъёмы с катушек и с датчиков, отвести «косу» в сторону:
— извлечь воздушную магистраль из вакуумного усилителя:
— открутить болты, которые крепят заглушку впускного распредвала и крышку ремня привода водяного насоса:
— снять крышку, извлечь заглушку:
— извлечь шланг и патрубок из защёлок на верхней крышке ремня ГРМ:
— снять верхнюю крышку:
— снять правое колесо, снять правый локер:
-снять центральную заглушку на натяжителе ремня генератора:
— отпустить болт крепления на несколько оборотов, повернуть ролик против часовой стрелки:
— для откручивания центрального болта потребуется фиксатор шкивов и большоой вороток:
— открутить болт, снять шкив:
— вкрутить болт в коленвал;
— открутить болты крепления нижней крышки ремня ГРМ:
-выкрутить заглушку с задней части блока (обращённой в сторону салона автомобиля):
— открутить на несколько оборотов нижний болт крепления генератора:
— выкрутить нижний болт кронштейна крепления двигателя:
— выкрутить верхний болт крепления генератора:
— отодвинуть генератор от блока:
— открутить расширительный бачок, отодвинуть в сторону:
— открутить болт крепления катушки зажигания первого цилиндра:
— извлечь катушку:
— выкрутить и извлечь свечу зажигания:
— вставить тонкий длинный стержень через свечное отверстие, аккуратно поставить его на донышко поршня:
— прокручивать коленвал:
— крутить до тех пор, пока стержень не окажется в самом нижнем положении. Это и есть НМТ (нижняя мёртвая точка).
— прокрутить коленвал так, что бы стержень поднялся на 35/40 мм:
— вкрутить фиксатор T10340 в отверстие в блоке вместо заглушки:
— прокрутить коленвал строго по часовой стрелке, пока не почувствуете упор:
Теперь надо посмотреть на торец распредвала:
Выемка в его торце не симметрична, и должна находится выше воображаемой середины. Если ниже, значит нужно выкрутить фиксатор, провернуть коленвал чуть меньше, чем на 360°, вкрутить фиксатор, довернуть вал до упора. Теперь получилась ВМТ первого цилиндра. Проточка выше середины:
— попробовать вставить фиксатор:
— если не получается легко, надо нажать на ремень ГРМ, в промежутке между шестернями:
— вставить фиксатор, можно закрепить винтом:
— обеспечив упор под мотором ( или вывесив его на траверсе, кому что удобнее), открутить кронштейн опоры:
— открутить переднюю крышку:
— снять крышку.
Перед снятием старого ремня обратите внимание на его натяжение:
— открутить ролик-натяжитель, снять старый ремень, открутить обводной ролик:
Перед обратной сборкой проверьте состояние резьбы, куда будут вкручиваться болты обоих роликов:
— прикрутить ролики, надеть ремень:
— затянуть болт обводного ролика усилием 45Nm:
Обратите внимание: выступ на корпусе ролика-натяжителя должен попасть в ответную выемку на головке блока:
— извлечь фиксаторы.
Перед тем, как приступать к натяжению ремня, необходимо убедиться, что мотор полностью остыл:
— прокручивать натяжитель специальным ключом по часовой стрелке:
До тех пор, пока язычок индикатора не совместится с ответной частью в виде прорези:
— затянуть болт натяжителя усилием 25Nm:
— извлечь фиксатор из блока, прокрутить вал на несколько оборотов, повторить процедуру выставления ВМТ, убедиться, что фиксатор встаёт легко, и, значит, все фазы выставлены точно:
— вкрутить заглушку в блок, затянуть с усилием 30Nm:
— вставить заглушку впускного распредвала, предварительно заменив уплотнение:
А далее — сборка в обратной последовательности. Из важного:
— болты передней крышки затягиваются с моментом 50Nm:
— болты кронштейна — 60Nm 90°:
— перед вкручиванием центрального болта нанести на него немного моторного масла:
— приставить шкив, вкрутить болт. Затянуть с усилием 150NM 180°:
— ролик сам натянет ремень генератора, достаточно провернуть его по часовой стрелке и дать сработать пружине:
Завести мотор, желательно подключить сканер и убедиться, что нет ошибок по фазам. И можно смело кататься ближайшие 120 000 км.
Удачи на дорогах!