Галопом по европам
Как правило, в подобные поездки отправлялись поездом или автобусом, реже – на машине. Автомобили для приобретения поначалу выбирались «методом тыка» в интернете, поэтому география покупок не ограничивалась конкретной страной или регионом. Правда, со временем современные перегонщики пришли к выводу, что выгоднее «пастись» на конкретной площадке, а не тратить время (и евро) за рубежом на поиск подходящей машины в нескольких регионах.
Однако именно этот визит был незапланированным: ехали практически наобум и не в Чехию, как обычно, а в Польшу. Впрочем, для покупки «какого-нибудь ВАГа» (а именно автомобили концерна Volkswagen Group составляют треть от всех пригнанных «бэушек») выбор страны был непринципиальным – этого добра за полтора-два «килоевро» в любом уголке Европы в избытке. Искали снова в интернете и практически наугад, ориентируясь исключительно на цену и расстояние.
Подходящую «жертву», которой оказался ярко-красный Volkswagen Polo 2005 года, нашли довольно быстро недалеко от Катовице. Машину за 7000 злотых (около 1400 евро) продавал не автосалон и даже не перекупщик, а рядовой владелец – точнее, муж владелицы. Созвонившись и объяснившись по телефону «жестами и русским», договорились о встрече. Она состоялась уже в темноте, поэтому осмотр и покупка машины происходили практически вслепую.
Интриги добавлял мотор – трехцилиндровый 1,4-литровый турбодизель семейства EA188 с индексом BNM, которого на украинском рынке (как и в России) отродясь не было. Мотор интересен тем, что его создали путём отсечения четвёртого цилиндра у 1,9-литрового турбодизеля, а чтобы вибрации не были чрезмерными, конструкторам пришлось применить целую систему балансиров и противовесов.
От четырехцилиндрового мотора этот унаследовал и систему питания: здесь применен не common rail, a схема с насос-форсунками, как на “больших” Volkswagen, включая Transporter. Кроме Polo такой двигатель можно встретить и на других машинах концерна Volkswagen — например, на Seat, Skoda и Audi A2.
Справедливости ради замечу, что в 2007 году даже у официальных дилеров неведомо откуда «всплыли» новенькие хэтчбеки Volkswagen Polo с таким точно двигателем, причем без кондиционера, но в черном цвете. И были они предназначены изначально для рынка… Марокко. Воистину, пути автобизнеса неисповедимы…
Состояние машины, на первый взгляд, было вполне неплохим, особенно в сумерках. Впрочем, никто и не ждал многого от машины, которую предлагали «по низу рынка».
Вместо омывателей фар – импровизированные заглушки. Еще один явный признак того, что машина была бита или просто небрежно обслуживалась

Поэтому никто не обращал внимания ни на «женский» цвет кузова, ни на оптимистичные 200 тысяч километров пробега. К слову, уже дома к Васе обратилась клиентка с точно таким же Polo 1,4 TDI, только на 4 года новее и купленным в немецком trade-in за 2500 евро.

Но мы ведь говорим про машину, которая предлагается меньше, чем за 1500 евро, и не имеет сервисной книжки. А второй факт, с учетом немецкого происхождения автомобиля, что характерно для большинства подержанных машин в Польше, наводит на однозначные мысли о коррекции пробега.
Но даже беглый осмотр позволил понять, что машина сильно бита не была, а комплектация, по меркам этой ценовой категории, вполне приличная – четыре подушки безопасности, ABS, кондиционер, штатная аудиосистема с «бонусным» польским компакт-диском внутри, «баян» кнопок стеклоподъемников на водительском подлокотнике… Даже с учетом предстоящей «растаможки» и прочих накладных расходов машина всё равно казалась интересной. Особенно, когда цену удалось сбить до 6500 злотых (чуть больше 110 000 рублей).
Несмотря на частокол заглушек на консоли, оснащен этот ультрабюджетный вариант довольно неплохо.
А раз так – ударили по рукам, и уже на следующий день Polo на красно-белых польских транзитах отправился на восток. Немного поплутав на автобанах, удалось добраться до границы (но не польской, а уже венгерской) с Родиной без приключений и поломок. Чуть позже вы поймёте, почему это так важно.
Двигатель
Выбор правильного силового агрегата в случае с Polo IV – ключевой момент в контексте его будущей без проблемной эксплуатации. Независимо от пробега, следует держаться подальше от обеих версий бензинового 1,2-литрового двигателя из-за наличия производственного дефекта.
Этот мотор имеет проблемы с выпускными клапанами, которые прогорают – обычно в 3-ем цилиндре, что приводит к снижению компрессии. Когда это произойдет надо быть готовым к восстановительному ремонту стоимостью от 10 до 30 тыс. рублей. Но и после ремонта проблема может повториться. Другие периодические неисправности – сбои в работе катушек зажигания и системе газораспределения.
Определенно, лучшим выбором станет проверенный временем 16-клапанный двигатель рабочим объемом 1,4 л и мощностью 75 л.с., который обеспечивает достойную динамику и приемлемый расход топлива: 12,9 с до 100 км/ч и 6,3 л/100 км. Если динамические характеристики не восхищают, то следует поискать 101-сильную версию мотора, позволяющую ускориться до 100 км/ч за 10,0 с и достичь максимальной скорости 190 км/ч. Двигатель 1.4 FSI с непосредственным впрыском топлива доставляет определенные проблемы.
Для тех, кто ищет небольшой спортивный хэтчбек, можно порекомендовать версию GTI с 20-клапанным двигателем 1.8Т, который благодаря турбокомпрессору генерирует 150 л.с. Позднее появилась версия GTI Cup Edition, в которой тот же самый двигатель уже «раздут» до 180 л.с.
Дизельные моторы всегда были сильной стороной концерна Volkswagen. Поло остался верен традициям, однако следует знать, что по-настоящему надежен только технологически устаревший 1.9 SDI. Polo с таким мотором имеет слабую динамику и невысокий расход топлива:
Наиболее привлекателен 1.9 TDI мощностью 100 л.с., правда порой он требует периодического восстановления турбины. Тем не менее, силовой агрегат обеспечивает хорошую динамику – 0-100 км/ч за 10,7 с, и расходует чуть меньше топлива по сравнению с 1.9 SDI – в среднем 4,7 л/100 км. Очень редко, но встречается 130-сильная версия 1,9-литрового турбодизеля.
Самый маленький дизель Поло имеет рабочий объем 1,4 л, 3 цилиндра, турбонагнетатель и мощность 75 л.с., кроме того имеются версии 70 и 80 л.с. Турбодизель пользуется хорошей репутацией, но порой доставляют проблемы турбокомпрессор и клапан EGR. В 80-сильной модификации мотора турбонагнетатель с изменяемой геометрией плохо переносит эксплуатацию в городе.
В двигателях 1.4 TDI встречаются проблемы с коленчатым валом. Эти неприятности носят случайный характер, но при их появлении для ремонта двигателя потребуется около 50 тыс. рублей.
Домашние хлопоты
Дальше – дело техники. Оформление на таможне и в МРЭО – процесс давно отработанный. Правда, отмена льгот подняла стоимость таможенной очистки примерно вдвое, но зато по новым правилам можно ввозить и машины с нормами Евро-4 и ниже, а не только Евро-5, как было изначально.
Правда, дизель в плане растаможки менее интересен, чем бензин — если базовая ставка на бензиновый двигатель объемом до 3 литров составляет 50 евро, умножаемых на объем мотора в литрах и возраст автомобиля в годах, то для дизеля этот платёж равен уже 75 евро, то есть, в полтора раза больше.
Тем не менее, с учетом исходной цены машины игра стоила свеч. Более тщательный осмотр купленного автомобиля серьезных проблем не выявил, а мелочи владельца не пугали. Даже резина (пусть и разношинница спереди и сзади) оказалась вполне приличной – сезон (или до продажи машины) точно протянет.
Зимние шины Gislaved спереди и летняя Debica – как говорится, «это норма»
Поскольку так называемая «льготная растаможка» к тому времени в Украине уже не действовала, пришлось платить полную величину пошлины и прочих платежей. В итоге к цене машины прибавилось еще примерно 2500 долларов. Немало, конечно, но растаможка бензинового экземпляра, как мы помним, была бы примерно на 500 баксов дешевле. Хочешь экономить потом – плати вначале!
Несколько слов о самой машине. Этот выпущенный осенью 2005 года Поло – один из ранних экземпляров в рестайлинговом кузове Typ 9N3, который перешел от четырех круглых фар к более современной оптике.
Скучная внешность – не порок, зато эргономика порадовала, а по качеству отделочных материалов Polo превосходил ту же первую Fabia, которая была у Василия в самом начале. Да и здешние одноклассники из этой ценовой категории (Nexia, Lanos, Logan или Приора) выглядят едва ли убедительнее.
Динамические качества трехцилиндрового дизеля, который при соответствии нормам Евро-4 не имеет сажевого фильтра, создающего проблемы при больших пробегах, можно признать вполне достаточными. В городе при своих 70 л.с. он сравним с обычным вазовским переднеприводником, только работает ощутимо жестче, а в салоне чувствуются характерные вибрации.
При фотосессии для этой статьи владелец обратил внимание на положение двигателя – какая-то из опор силового агрегата явно просела или даже порвалась
Хочу отметить, что на таком же «марроканском» Polo мне довелось поездить в далеком уже 2007 году, и там мотор работал похоже, но уровень «зуда» на органах управления был ощутимо меньшим. Но по экономичности красный хэтчбек ничуть не уступает, потребляя в городских условиях все те же радующие глаз и кошелёк 5-6 литров солярки.
Необычный (для рынков СНГ) двигатель – изюминка этой машины. И, судя по всему, тысяч 300-350 даже для такого трехцилиндрового моторчика – не предел
По поведению на дороге – машина как машина. Не GTI, конечно, но и не десяточное «желе» или автобусно-флегматичный Logan первого поколения. Жестковатая подвеска, правда, спустя пару недель езды по булыжным мостовым стала явно громыхать спереди, намекая на необходимость ревизии.
Сайлентблоки, стойки – всё это еще в пригодном для езды состоянии, но звуковое сопровождение намекает на некоторые проблемы. Но в общем и целом с учетом пятнадцатилетнего возраста, сомнительных показаний одометра и начальной цены машины состояние Polo следует признать на удивление неплохим.
Возможно, Василию просто повезло, но факт остаётся фактом: за несколько последующих месяцев эксплуатации Поло почти не потребовал никаких вложений. «Почти», потому что за зиму пузыри на заднем левом пороге в районе перехода в колёсную арку превратились в конкретную дыру, вынудившую владельца обратиться к сварщику и маляру. Это, пожалуй, единственное, за что Вася не берётся сам, а делает «по знакомству».
Еще недавно здесь была не скрытая, а открытая полость
Но столь сильная коррозия отдельного кузовного элемента наводила на мысль, что если Поло не слишком сильно «прилетало» сзади и в морду, то с других сторон удары судьбы эта машина всё же получала.

Но опять же – чего вы хотели за 110 тысяч рублей… А вот если приплюсовать к ним еще почти две сотни, отданные за растаможку, то ценник по нашим меркам получается уже не совсем интересным. Тем не менее украинский рынок удивителен своим ценообразованием: подобные бензиновые машины начинаются от 5000 долларов, а единичные (и тоже пригнанные) экземпляры с дизелем оцениваются как минимум на 1000 долларов дороже. А это значит, что «в минус» владелец пока точно не ушел.
Еще одна интересная особенность украинского авторынка: цены на подержанные машины еще с девяностых годов и по сей день всегда указываются в долларах независимо от курса и реальной валюты расчета
Правда, Василий не торопился продавать свою машину, которая оказалась весьма выгодным вариантом на каждый день. Вдобавок хотелось сначала привести её в товарный вид и устранить мелкие дефекты. За это время на Поло съездили пару раз в соседнюю Словакию за очередными машинами, и то, что хэтчбек несколько «подзавис», никого особо не смущало.
И тут миром начал править коронавирус, границы перекрыли, и продажа Polo вовсе отменилась. Ведь, с одной стороны, авторынок практически полностью умер, а с другой, за следующей машиной тоже не съездить. Поэтому Вася будет пережидать непростые времена на красном Polo – тем более что машина получилась антикризисной и с точки зрения расхода топлива благодаря малообъемному дизелю.
Кузов
Главное внешнее отличие Поло 4-го поколения от предшественника – характерные передние фары, благодаря которым немец получил прозвище «окуляр». Помимо этого автомобиль ничем особенным не выделяется среди своих одноклассников. Поло просто классический маленький хэтчбек в 3-х или 5-дверном исполнении. Преимущества кузова – очень хорошая защита от коррозии и высокий уровень безопасности, оцененный EuroNCAP в 4 звезды.
На рынке так же встречается версия седан, которая появилась в 2004 году, но количество таких машин весьма ограничено.
Подвеска
Конструкция подвески Поло простая – впереди стойки McPherson, а сзади торсионная балка. Надежность подвески средняя. Чрезмерному износу подвергаются, прежде всего, сайлентблоки передних поперечных рычагов и амортизаторы. За счет хорошо развитого рынка запасных частей затраты на ремонт Polo IV небольшие.
Рулевое управление и тормоза
Большой проблемой является ненадежная рулевая рейка. Это касается автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Однако ее состояние легко продиагностировать по наличию люфта и стуков в рулевом механизме, при быстром покачивании рулевого колеса из стороны в сторону на месте. Еще одна неприятная особенность – сравнительно быстрый износ элементов тормозной системы.
Салон
Все тесты нового автомобиля гласили, что в отделке интерьера использованы материалы высокого качества. Но как оказалось, эти выводы были преждевременны, потому что сегодня во многих экземплярах можно увидеть серьезные следы износа. Пластик довольно легко царапается, ручка коробки передач может лопнуть, как и ее кожух.
В список недостатков попали так же часто отказывающие блок управления приточным вентилятором системы вентиляции, электрические стеклоподъемники, иммобилайзер и корректор фар.
К преимуществам следует отнести, прежде всего, большое количество пространства для пассажиров и багажа – 270 литров и 430 л у седана. Кроме того можно найти хорошо оборудованные версии с климатической установкой, четырьмя подушками безопасности, ABS, ESP, аудиосистемой с 8 динамиками и двухцветной приборной панелью.
Технические характеристики volkswagen polo 1.6 tdi (6r1), 105 л.с., хэтчбек, 3 дв., справочник по автомобилям volkswagen polo 1.6 tdi (6r1), 105 л.с. автокаталог, каталог авто.
04.04.2022
Привет, много читаю отзывов на сайтах, думаю пришла пора и свой написать, строго не судите. Купил свой автомобиль Volkswagen Polo по цене почти за полмиллиона рублей, компликация почти самая простая, но в наличие был кондиционер, по деньгам только-только уложился. Первые впечатления от автомобиля были очень, можно сказать восторженные. Но и сейчас проездив на машине больше года доволен свои приобретением.
Автомобиль очень хорошо управляется, при движении поведение машины адекватное и четкое, подвеска в меру мягкая, что радует, если в повороты входить не на скорости, то уст…
подробнее
Вместо заключения
Правда, везёт в таких делах далеко не всегда – буквально за неделю до полного перекрытия границ автобизнесмены в очередной (и, как оказалось, последний раз) поехали в Чехию за очень привлекательным по цене (2000 долларов) дизельным хэтчбеком Kia Ceed 2008 года, который «умер» в пути через 50 км после покупки, отказываясь разгоняться свыше 50-80 км/ч и вынуждая регулярно останавливаться в пути.
Так и плелись почти сутки до Украины, оставив в итоге машину на приграничной стоянке на неделю. Успели забрать её своим ходом за день (!) до того, как границу закрыли окончательно.
А ведь весь «прожект» из-за этого мог в одночасье стать глубоко убыточным, нивелировав все предыдущие прибыли. Если бы «кашляющего» Сида с неисправным топливным насосом не успели вывезти из Евросоюза, стоял бы он в качестве недвижимости на словацко-украинской границе до сих пор…
Заключение
Volkswagen Polo IV удивляет масштабом проблем, которые помешали успеху модели. Низкое качество отделочных материалов, слабая передняя подвеска и распространенные дефекты 3-цилиндровых бензиновых двигателей позволяют понять, насколько сильно упало качество и надежность автомобилей VW Group.
Чтобы эксплуатация не стала обременительно дорогой, следует остановить свой выбор на 1,4-литровых бензиновых моторах (кроме FSI) и 1.9 SDI. Немного дороже в эксплуатации 1.8Т и 1.9 TDI, но их тоже можно смело рекомендовать. Если денежных средств хватает только на Поло с бензиновым 1,2-литровым двигателем, то лучше отказаться от этой затеи и присмотреться к автомобилям других марок.