Как зарядить аккумулятор автомобиля
Аккумулятор обеспечивает электрическим током стартер двигателя внутреннего сгорания. Заряжается от генератора при работающем двигателе, а при выключенном – является поставщиком энергии. При запуске двигателя на короткое время требуется высокая сила тока (от 100 до 1000 ампер). Поэтому аккумулятор должен иметь возможность применять эту силу тока, даже зимой при низких температурах.
Оптимальная производительность при температуре от 15 до 25 градусов по Цельсию. Чем ниже температура, тем меньше емкость батареи, при -18 градусах АКБ – половина нормальной мощности. Из-за холода процесс запуска двигателя в любом случае уже затруднен, потому что моторное масло становится более густым, чем при летних температурах.
Перед началом процесса рекомендуется изучить, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля. Это не допустит возникновения ошибки, которая может оказаться фатальной.
Как определить заряжен или разряжен аккумулятор
Проверить состояние можно самостоятельно, так сказать, в домашних условиях – с помощью простого теста. Для этого нужно припарковать автомобиль в темноте перед дверью гаража или стеной, включить фары и завести двигатель. При этом следует наблюдать за светом: если он становится темнее через короткое время, это признак низкого заряда.
Точно проверить уровень заряда аккумулятора можно с помощью измерителя напряжения. Тест не следует проводить сразу после длительной поездки. Подключать измерительный прибор к батарее рекомендуется после длительного простоя ТС. Красный кабель присоединяется к положительному полюсу, черный – к отрицательному.
Чтобы не пропустить момент разрядки до критического уровня, используйте следующую таблицу:
Уровень зарядки, % | На 12 В | На 24 В | Электролит, плотность |
10 | 11,94 | 23,88 | 1,134 |
20 | 11,98 | 23,96 | 1,148 |
30 | 12,04 | 24,08 | 1,162 |
40 | 12,12 | 24,24 | 1,176 |
50 | 12,20 | 24,40 | 1,190 |
60 | 12,28 | 24,56 | 1,204 |
70 | 12,36 | 24,72 | 1,218 |
80 | 12,46 | 24,92 | 1,233 |
90 | 12,58 | 25,16 | 1,249 |
100 | 12,70 | 25,40 | 1,265 |
Для определения правильности зарядки можно воспользоваться нагрузочной вилкой. Такой способ проверки позволяет определить напряжение всех «банок».
Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?
Автомобильный аккумулятор — это изнашиваемая часть. Как долго она проработает, зависит от двух вещей:
- качество самой батареи;
- индивидуальные условия использования.
АКБ из первоначального оборудования автомобиля работают дольше, чем так называемые послепродажные батареи. Диапазон стоимости новой батареи очень широк и зависит от ее емкости, технологии и, в конце концов, от ее качества. Например, хорошая обычная свинцово-кислотная батарея 50 A стоит около 90 евро, а хорошая батарея на 100 A – около 240 евро.
Чтобы продлить срок службы АКБ, после завершения зарядки батарею следует промыть и просушить. Это обусловлено тем, что на корпус может попадать кислота. Такие дефекты требуют быстрого реагирования, иначе возможна разрядка автомобильного аккумулятора, т. к. корпус пропускает напряжение. При попадании кислоты необходимо протереть место поражения содовым раствором. Данную процедуру следует проводить аккуратно, чтобы влага не попала внутрь секций.
Каким током и напряжением заряжать аккумулятор
При температуре от 15 до 25 градусов напряжение зарядки должно быть в диапазоне от 13,8 до 14,4 вольт. При этом ток может составлять только одну десятую от общей емкости, деленной на единицу «час». Затем быстрая зарядка должна превышать 1/3 треть от емкости батареи.
Если достигается напряжение зарядки более 2,4 вольт на ячейку, то начинается коррозия решетки, которая дает о себе знать так называемым газом. Это также является одной из причин того, что батарея не должна заряжаться до полной зарядки с высоким зарядным током.
Можно ли заряжать аккумулятор на машине, не снимая клеммы
Владельцы современных автомобилей, оснащенных электронными девайсам, предпочитают производить зарядку АКБ непосредственно на его стандартном месте, не извлекая. Это обусловлено тем, что при отсоединении аккумулятора во многих транспортных средствах происходит сбой настроек климатической системы, обнуление памяти запоминающего оперативного устройства и т. д.
Именно по этой причине многие автовладельцы предпочитают проводить зарядку, не отсоединяя токоприемные провода. В таких действиях нет ничего плохого, но делать это нужно правильно. Если не придерживаться рекомендаций, то возможно превышение допустимых показателей напряжения, которое поступает в бортовую сеть.
По статистике, большинство аккумуляторов «безболезненно» переносит напряжение от 15,3 до 15,7 В. Поэтому можно со спокойной совестью заряжать стационарным ЗУ, не отсоединяя клеммы.
Производя подзарядку на автомобиле, необходимо придерживаться следующих рекомендаций, которые наверняка не будут лишними:
- При подсоединении ЗУ сначала подключите клемму « », а только потом «-». Отключение следует проводить в обратной последовательности соответственно.
- Проследите, чтобы провода не дотрагивались до поверхностей, кузова автомобиля.
- Включите зарядное устройство в сеть, рассчитанную на 220 В. Отключение из розетки возможно только после того, как клеммы будут сняты.
- Во время зарядки не включайте освещение, магнитолу и т. д. Это обусловлено неизбежными перепадами в сети. Реакция электроники при этом может быть непредсказуемой, поэтому лучше не рисковать.
Также не стоит забывать о том, что при зарядке АКБ необходимо обеспечение хорошей вентиляции в помещении. Все остальные моменты подзарядки будут аналогичными, что и в случае со съемом аккумулятора.
Не заряжается аккумулятор
Если не удается пустить двигатель из-за частичного или полного разряда аккумуляторной батареи, то для пуска можно воспользоваться аккумуляторной батареей другого автомобиля. Для подключения батареи-«донора» используйте специальные соединительные кабели с зажимами типа «крокодил».При пуске двигателя от дополнительной аккумуляторной батареи тщательно соблюдайте последовательность работы, изложенную в данном подразделе. В противном случае может произойти возгорание или взрыв, что приведет к повреждению обоих автомобилей.Перед подсоединением внешней аккумуляторной батареи убедитесь, что зажигание выключено. Выключите также все потребители электроэнергии (фары, аудиосистему, стеклоочистители и др.).При подсоединении и отсоединении проводов не допускайте их взаимного касания, а также соприкосновения проводов с вентиляторами, приводными ремнями или другими вращающимися деталями.Не отсоединяйте провода внешней аккумуляторной батареи до тех пор, пока двигатель не начнет работать на нормальных оборотах холостого хода.Если во время пуска двигателя от дополнительной аккумуляторной батареи вы оставили аудиосистему включенной, она может быть серьезно повреждена. Всегда выключайте аудиосистему перед пуском двигателя от аккумуляторной батареи другого автомобиля.1. Установите автомобиль с разряженной аккумуляторной батареей рядом с автомобилем-«донором» в пределах досягаемости соединительных кабелей.Автомобили ни в коем случае не должны соприкасаться. В противном случае может произойти нежелательное замыкание на «массу», в результате чего вы не сможете пустить двигатель автомобиля с разряженной аккумуляторной батареей, а электросистемы обоих автомобилей могут получить повреждения.
2. Затормозите оба автомобиля стояночным тормозом.
3. Проверьте уровень электролита в разряженной батарее
4. Откиньте защитный колпачок клеммы «плюс» разряженной батареи…
5. …и присоедините к клемме зажим соединительного кабеля с рукоятками красного цвета.
6. Присоедините второй зажим кабеля с красными рукоятками к клемме «плюс» бата-реи-«донора».
7. Присоедините зажим второго кабеля (с черными рукоятками) к клемме «минус» батареи-«донора»…
8. …а второй зажим кабеля с черными рукоятками — к «массе» автомобиля с разряженной батареей в месте, расположенном на максимально возможном расстоянии от аккумуляторной батареи.
9. Убедитесь, что кабели присоединены в правильной последовательности и они не соприкасаются с подвижными деталями двигателя.
10. При использовании батареи, установленной на автомобиле-«доноре», пустите
двигатель этого автомобиля и дайте ему поработать несколько минут на холостом ходу до момента устойчивой работы.
11. Пустите двигатель автомобиля с разряженной аккумуляторной батареей и дайте ему поработать до устойчивых оборотов холостого хода.
12. Отсоедините кабели в порядке, строго обратном порядку их присоединения.
НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Чаще всего при повседневной эксплуатации автомобиля встречаются неисправности электрооборудования. По объективным причинам ремонт электрооборудования предпочтительно должны проводить квалифицированные специалисты автосервиса.
Неисправность электрооборудования (короткое замыкание) может привести к возгоранию электропроводки и даже к пожару.
Если вышла из строя какая-либо цепь электрооборудования, первым делом проверьте, ориентируясь на данные табл. 10.1 и 10.2, не перегорел ли защищающий ее предохранитель. Неисправный предохранитель замените. Повторное перегорание того же предохранителя служит сигналом для немедленного ремонта соответствующей цепи электрооборудования.
Категорически запрещается заменять перегоревший предохранитель другим, большего номинала, или «жучком».
Для того чтобы облегчить поиск неисправностей, пользуйтесь схемами электрооборудования вашего автомобиля.
С помощью второго автомобиля
Для этого понадобится только один пусковой кабель. Только благодаря свободной поездке около получаса аккумулятор достаточно зарядится сам. Кроме того, есть еще один фактор, который играет определенную роль: нужно убедиться, что оба транспортных средства имеют батареи с одинаковым количеством вольт. Перед началом процесса нужно удостовериться, что все остальные потребители электроэнергии отключены.
Последовательность действий:
- Поместите две машины так, чтобы моторные отсеки были близко друг к другу.
- Откройте капоты и подключите красный кабель положительного полюса к батареям автомобилей.
- Подсоедините кабель отрицательного полюса черного цвета с заряженным аккумулятором.
- Только после этого подключите черный кабель к разряженной батарее.
- Запустите двигатель с полной батареей, а затем только с разряженной.
Как только оба двигателя запустятся, можно будет снять кабель (сначала черный, потом красный!). Важно: двигатель не должен быть выключен.
Особое внимание следует уделить правильности выбора проводов для прикуривания. Важный показатель – площадь сечения, которая должна быть не менее 16 мм2. В противном случае имеется риск перегрева кабеля и потери напряжения. Что касается зажимов и жил, то лучше выбирать такой материал, как медь и сталь. Длина не должна быть избыточной, иначе возможна большая потеря напряжения.
С помощью зарядного устройства (зу)
Зарядное устройство является удобным помощником в чрезвычайной ситуации. При покупке следует убедиться в наличии функции автоматического отключения. Это гарантирует, что батарею можно оставлять на подзарядке на ночь – ЗУ автоматически выключается. Преимущество зарядки специальным устройством: нет необходимости во втором автомобиле.
Чтобы подключить зарядку к батарее, выполните следующие действия:
- Откройте капот и снимите крышку батарейного отсека.
- Бортовую сеть отключите– снимите клемы с АКБ. Такой подход исключит повреждение электроники.
- Подключите ЗУ — сначала положительный полюс, а потом отрицательный.
- Включите зарядное устройство в розетку и дождитесь полной зарядки, а затем отсоедините клеммы.
Важно: если клеммы были подключены неправильно, предохранитель перегорит при подключении зарядного устройства к электросети.
При покупке устройства для зарядки АКБ необходимо уделить внимание таким характеристикам, как уровень напряжения (на рынке представлены регулируемые модели) и наличие индикации. Шкала или дисплей, предусмотренные на приборе, позволяют осуществлять самоконтроль подачи тока, что исключает вероятность превышения допустимых значений.
Также важным критерием при выборе зарядки аккумулятора автомобиля является ток. Зарядка должна обеспечивать не менее 5-10% от емкости. Преимуществом ЗУ является встроенный микропроцессор, контролирующий весь процесс. В таком случае исключены ошибки с неправильным подключением клемм и недопустимы пагубные моменты, связанные с избыточной подачей тока.
Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор
Это зависит от емкости и максимального тока зарядки используемого устройства. Обычная максимальные зарядные токи: 5,7 или 10 А. Чем больше батарея, тем больше зарядный ток. Например, зарядка разряженной батареи 100 А/ч с зарядным устройством 7 А на 80% занимает до 11 часов.
Рассчитать время зарядки можно по формуле индивидуально для каждого АКБ:
T=C/I 10%, где
- Т- время;
- С – емкость батареи;
- I – уровень мощности зарядки;
- 10% — потеря тепловой энергии.
Плотность и напряжение зарядки должны увеличиться уже через 2 часа. Если уровень слишком низкий, можно пополнить батарею дистиллированной водой и продолжить зарядку. Для примера, если аккумулятор емкостью 50 А/ч полностью разрядился, то его нужно держать на подзарядке на протяжении 15 часов.
Устранение неисправности батареи
Планируя самозарядку АКБ нужно понимать, что многие неисправности устранить уже будет невозможно. Кальциевые аккумуляторы обладают повышенной чувствительностью к глубокой подзарядке. На свинцовых пластинах может появиться сильная сульфатация, снижающая емкость.
Неисправности аккумуляторной батареи автомобиля:
- Повышенный самозаряд. Речь идет о непроизвольном процессе уменьшения заряда АКБ. Когда батарея исправная, то теряет 0,3-0,5% заряд за день неисправный аккумулятор – 1-1,5%. Это связано с тем, что в процессе хранения электролит расслаивается из-за разной плотности воды и кислоты, что чревато возникновением паразитных токов. Это происходит при загрязнении электролита, попадании внутрь ячеек металлических предметов и т. д. Устранить неисправность можно, заменив дистиллированную воду или же батарею, если речь идет о необслуживаемом варианте.
- Сульфатация пластин. На решетке и пластинах АКБ образуются кристаллы сульфата свинца, которые не растворяет кислота. Это чревато уменьшением плотности пластин, которые принимают непосредственное участие в химических реакциях. Причиной сульфатации является недостаточный уровень электролита или глубокая разрядка батареи. Устраняется проблема только на начальном этапе.
- Короткое замыкание. Проявляется сильным нагревом ячеек, выделением пара, снижением напряжения и емкости. Происходит это при разрушении сепаратора. В случае передержки аккумулятора на зарядке. Проблема решается только заменой АКБ.
- Окисление выводных клемм. Возникает при повышенной концентрации серной кислоты. Устранить белый налет, повышающий сопротивление, можно путем зачистки.
Не следует упускать из вида такую проблему, как переполюсовка, которая возникает при неправильном подключении клемм. Также могут появиться трещины в корпусе, способствующие подтеканию электролита.
Подитог
Если автомобиль не используется на протяжении длительного времени, то желательно отключать отрицательный полюс батареи или же подключить специальную зарядку. Под этим понимается устройство с очень небольшим зарядным током (от 50 до 100 мА) с ограниченным напряжением 14,4 вольт. Большинство зарядок такого типа также предлагаются в качестве солнечных устройств.
Стартерная батарея не должна стоять без подзарядки на протяжении долгих месяцев. Если этого все же не избежать, то АКБ нужно заранее подзарядить. Если это старый аккумулятор, то он обычно имеют повышенный саморазряд, и существует риск, что вредный сульфат выйдет.
Пред тем как заряжать аккумулятор автомобиля, следует внимательно ознакомиться с основными рекомендациями. Такой подход исключит вероятность